Интервал между буквами (Кернинг):
Музейные подвижники. Александр Булычев - "кубист из Дорогобужа". К 130-летию со дня рождения
09.10.2024
130 лет назад, 9 октября 1894 г. в Дорогобуже родился один из директоров предвоенного Дорогобужского музея художник Александр Павлович Булычев. Давайте познакомимся с ним поближе.
Его отец - ремесленник «серебряных и золотых дел мастер" Павел Булычев - автор памятных досок на основании колонны в честь победы над французскими войсками в Отечественной войне 1812 года на Валу (доски были утрачены в годы Великой Отечественной).
В 1919 г. Александр Булычев учился в Киевском художественном училище у Н.И.Струнникова и Ф.Г. Кричевского.
В начале 1920-х гг. занимался административной деятельностью - являлся уполномоченным Смоленского губернского музейного управления по Дорогобужскому и Бельскому уездам (в т.ч. весной 1922 г.).
В 1920 г. Булычев назначен заведующим секции изобразительных искусств (ИЗО) в Дорогобужском музее местного края, открытом в 1919 г., участвовал в составлении каталога отдела церковной старины. Тогда же стал руководителем организованной в Дорогобуже частной художественной школы (совместно с художником М.И. Козьминым - о нём читайте: https://yavarda.ru/mikhailkozmin.html). В этой школе занимался и юный дорогобужанин Александр Коробов (1905-1977), в будущем известный художник.
В 1921 г. А. Булычев переезжает в Смоленск, здесь преподаёт живопись в изостудии Пролеткульта.
С мая 1922 г. в связи с арестом тогдашнего директора Савина Н.И. временно возглавлял Дорогобужский музей. В этот же период принимал участие в художественных выставках в Смоленске (известно его произведение той поры – картина «К ночи», написанная в 1920 г. и хранившаяся в Дорогобужском музее).
По возвращении в Дорогобуж после учёбы в Ленинграде во ВХУТЕИНе (с 1923 по 1926 гг.), где его педагогами были К.С. Петров-Водкин и Н.Э. Радлов, был назначен в 1931 г. на должность заведующего Дорогобужским музеем, но занятий живописью не оставил. Работал в основном в жанре пейзажа и натюрморта. В 1928-1932 гг. состоял членом Ассоциации художников революции (АХР). Александр Булычев руководил музеем, одновременно успевая создавать собственные живописные произведения, и в 1935 г. в смоленском Доме искусств состоялась его персональная выставка. Возможно, у него как у личности сугубо творческой увлечение искусством шло в ущерб служебным обязанностям, в чем его упрекали «злые языки».
Гром грянул летом 1937 г.: Дорогобужский музей подвергся проверке комиссией президиума райисполкома, которая выявила в его работе немало нарушений, сочтя отдельные «явным вредительством» со стороны заведующего. Критике подверглись также картины в разделе советского искусства, в том числе работы самого Булычева – «Колхозный строй» и портрет В.И. Ленина, выполненный в манере кубистов(!). Весь раздел, по заключению комиссии, представлял собой «наглую клевету на советское искусство». Время было непростое, и такой вердикт ничего хорошего не сулил.
Закончилась эта история отстранением А. Булычева от работы: «Зав. Дорогобужским музеем Булычева Александра Павловича за развал работы, за недостачу 95 предметов имущества музея, за политическое извращение отдела советского искусства – от работы отстранить и материал ревизионной комиссии передать судебно-следственным органам». Попал под горячую руку и 22-летний научный сотрудник музея Николай Андреевич Бородин, отделавшийся, в результате, строгим выговором.
Дело Булычева дошло даже до Н.К.Крупской, заместителя Наркома просвещения. По ее мнению, привлечение его к уголовной ответственности могло быть осуществлено «лишь после окончания всей работы по приемке и сдаче музея».
Как незадачливый кубист избежал уголовной ответственности, нам неизвестно. По-видимому, увольнение не имело для А.П. Булычева серьезных последствий, поскольку вскоре он был назначен руководителем изокружка при областном Доме народного творчества, преобразованного в июне 1940 г. в студию изобразительного искусства для художников-самоучек. А в январе этого же года он принял участие в проходившей в Смоленске выставке смоленских и московских художников, где по оценкам специалистов выделялись его живописные этюды «Новостройки Брянска».
В январе 1941 г. как член художественного совета Смоленского отделения Союза советских художников в областной газете «Рабочий путь» выступил за скорейшую передачу художественного музея в ведение Смоленского отдела искусств и преобразование его в подлинный художественный центр.
К сожалению, жизнь Александра Павловича Булычева была недолгой. Он умер в 1946 г. в Смоленске. Каким было его искусство, трудно судить, так как его картины «Домик на окраине (После дождя)» (1935 г.), «Парк у реки Десны в селе Новоспасском» и графические работы «Амбар» (1924 г.), «Пейзаж» (1925 г.), «Островок на Десне в селе Новоспасском – любимый уголок М.И. Глинки» (1939 г.), а также пейзажные рисунки и акварели, хранившиеся до войны в Смоленском областном музее, были утрачены в годы оккупации. Погибли и те картины, которые имелись в родном для художника Дорогобужском музее.
Но чудом сохранились и находятся в Смоленской Художественной галерее «Магнолии» (1930 г.)! Картина разместилась в зале, где экспонируется и работа друга А. Булычева Михаила Козьмина «Портрет жены художника» (1920 г.)
… В 2000 году, в канун празднования 850-летия Дорогобужа, к нам приезжала дочь Александра Павловича Булычева – Муза Александровна. Она вспоминала, каким был предвоенный музей (располагался по ул. Ленина, д. 9), куда она приходила к отцу. Поднимаясь по лестнице на 2-й этаж, можно было увидеть большую картину кисти, по-видимому, отца. К глубокому сожалению, в этом же году Музы Александровны не стало…
Понять, как выглядел художник, помогает коллективный снимок выпускников Дорогобужского педагогического училища 1937 года, где Александр Павлович работал в это время.
При подготовке статьи использованы материалы: М.В. Иванов «Кубист из Дорогобужа» (Архив наследия – 2004. Научный сборник. М.: Институт Наследия, 2006); статья из сборника «Созидатели культуры Смоленщины».