Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дорогобужский историко-краеведческий музей»
Версия для слабовидящих

Новости

Деревни празднуют юбилей!

13.09.2021

В этом году в Дорогобужском районе четыре сельских населённых пункта имеют все основания называться юбилярами. Это Мархоткино, Следнево, Слойково и Усвятье,  первое упоминание о которых относится к 1621-ому году. Достигшие 400-летнего возраста, эти деревни остаются на карте района, живут, в меру возможностей сохраняя свои традиции.

Так, жители Слойкова и Усвятья, ежегодно отмечающие День деревни, и на этот раз, каждый у себя, устроили праздник по случаю знаменательной даты.

В юбилейных торжествах приняли участие сотрудники Дорогобужского историко-краеведческого музея.

Музей располагает данными об истории деревень и сёл, об их развитии в разные периоды, о хозяйственной деятельности, о населении, о людях, прославивших свою малую родину.

10 сентября на празднике в Усвятье с информацией об истории села выступил краевед Владимир Прохоров, который изучал её не только по документам. Вместе с учащимися местной школы, где он работал по окончании института, Владимир Анатольевич совершил в окрестностях немало походов, пополнивших копилку сведений о селе.

 

День деревни Слойково, по традиции, отмечался 11 сентября – в престольный праздник. В торжествах участвовала специалист по экспозиционно-выставочной деятельности ДИКМ Татьяна Белковская, уроженка этой деревни. Она подготовила  подборку информации о том периоде, когда Слойково являлось центром совхоза «Шульгинский». Заметки из районной газеты о совхозных достижениях, фотографии лучших тружеников хозяйства, интересные факты из его истории оживили в памяти участников праздника воспоминания о важных событиях их собственной судьбы и об односельчанах, многие из которых не дожили до юбилея деревни.

Сотрудники слойковского Дома культуры и местной библиотеки составляют своеобразную летопись своей деревни. И материалы, представленные сотрудником музея, стали для неё хорошим дополнением.

Всем, кого интересует история родного края, мы адресуем следующую публикацию: статьи из сборника «Дорогобужская старина», выпуск 2. Одним из авторов этой книги является В.А. Прохоров.

Из сборника «Дорогобужская старина»*

«БИЗЮКОВ МОНАСТЫРЬ

Основан в районе 1640–1642 гг. в селе Бизюково (см.) Дорогобужского уезда. Фундаторами и патронами (основателя­ми, покровителями) были Петр и, особенно, Федор Михайловичи Салтыковы, дети боярина Михаила Глебовича Салтыкова, лидера пропольской группиро­вки в России, перешедшего на службу польской короне. Учрежден как правос­лавный с благословения Киевского митрополита, дизунита (противника унии с Ватиканом). В условиях проводимой польским правительством политики полонизации жизни, насаждения католицизма и унии на Смоленщине монастырь был единственным очагом истинного православия в крае, выполняя миссионерскую (сбережение веры) и национальную (сохранение народных устоев) функции. Проведенный нами анализ данных первых монахов показал, что основу братии составили монахи православного му­жского Кутеинского монастыря Оршанского повета, с которым в дальней­шем поддерживались побратимские отношения. Монастырская администрация пользовалась поддержкой польских уездных властей, конфликтовала со смоленским униатским архиепископом; братия при поездках в Москву пос­тавляла разведданные политического характера.

К 1648 г. Федор Михайлович Салтыков принял постриг, а около 1656 г., уже при московских властях, возглавил монастырь в чине «строителя». В даль­нейшем Федор Михайлович (в монашестве Сергий) поддержал старообрядцев, затем отошел от раскола, умер и похоронен в монастыре в 1680 г.

Монастырь и потомство Петра Салтыкова за особые заслуги в бережении веры были в фаворе у царей, обитель непосредственно подчинялась Москве (патриарху, затем Синоду, по определению монастырь был патриаршим, ставропигиальным).

Вотчины: в 1655 г. признаны царем данные Сергием в монастырь в 1650 г. земли (5 деревень и 15 пустошей при монастыре, село Усвятье с 9 деревнями и 3 пустошами); в 1656 г. пожалованы сельцо Борисково и село Пушкино с более чем 20 деревнями и пустошами. По переписи 1744 г. монастырь имел крупнейшие на Смоленщине владения с 3 219 душами мужского пола. В период расцвета в вотчинах было 4 села (Подмонастырная слобода, Сверколучье, Усвятье, Пушкино), 68 деревень.

После освобождения края монастырь восстанавливал православные обите­ли в уезде, в 1655–1656 гг. к нему приписали Сверколуцкий монастырь с вот­чиной (9 дер., 8 пуст.), а монах Бизюкова монастыря Ефрем Потемкин в 1660 г. возглавил Болдин монастырь.

Церкви: деревянная соборная Воздвижения Креста с приделом Всех святых (пре­дположительно, обновлена в 1658 г., сгорела в 1762 г.), Успения Богороди­цы (деревянная, в 1728 г. возобновлена, в 1762 г. сгорела, с 1774 г. каменная), Архистратига Михаила (каменная, с 1759 г.), домовая каменная при келиях Великомученицы Варвары (с 1794, имелась частица мощей), деревянные приходские Живоносного источника (около 1718–1728 гг.) и Георгиевская (с 1729 г., в XIX веке перевезена в Усвятье). Около Успенской церкви была каменная колокольня, сблокированная с каменной каплицей — усыпальницей (поко­ился о.Сергий Салтыков); монастырская ограда частью каменная и деревянная.

Покровители: Федор и рано умерший Петр Салтыковы, царь Алексей Ми­хайлович; внуки Петра Василий Федорович (кравчий, граф), Прасковья Федоровна (жена царя Иоанна V), Анастасия Федоровна (замужем за сы­ном князь-кесаря Ромодановского); дочь Прасковьи императрица Анна Иоанновна.

Монастырь в 1764 г. при секуляризации потерял вотчины, в 1803 г. упразд­нен за убыточностью, два сохранившихся каменных храма были обращены в приходские новообразованного села Бизюково. В Великую Отечествен­ную войну церкви разрушены, усыпальница ограблена. К настоящему времени сохранились только остатки фундаментов и подвалов построек на северной окраине деревни, а также кладбище.

К монастырским рукописям обращался историк В.Н.Татищев, монастырс­кую историю пропагандировал в публикациях П.Я.Стро­ганов, родственник священника с.Бизюково Иакова Строганова».

«СЛОЙКОВО — поселок, центр Слойковского сельского округа и центральная усадьба ТОО «Шульгинское», Дорогобужский район. В документе 1621 г. впервые названо Слойково в форме «починок Словиков» (вариант прочтения — Словинов), который получили Салтыковы вместе с соседними деревнями из поме­стья Алексея Плещеева (дд. Андреевское, Мохначево). В дальнейшем Салты­ковы деревни Слойково, Андреевское, Мохначево и Власово передали во владе­ние Бизюкову монастырю. Во второй половине XX века на другом берегу реки Ужи от деревни Слойково возник поселок Слойково, заняв место деревни Андреевской и прихва­тив земли деревень Власово и Мохначево, а старая деревня Слойково стала называться Слойково-2. В старом Слойкове в районе 1912­–1914 гг. возникла земская школа.

Имеется начальная школа, библиотека, Дом досуга, медпункт. В 2000 г. 364 жителя (в нач. XX в. в старом Слойкове — 157, в Андреевской — 223, Власове — 250, Мохначеве — 50)».

«УСВЯТЬЕ — деревня, центр Усвятского сельского округа, центральная усадь­ба ТОО «Маяк», Дорогобужский район. По местному преданию, название восхо­дит к «святому» роднику в соседнем урочище Пески, но более достоверно из славянского «святы» (цикл языческих праздников, праздник вообще), допус­тимо — от престола в церкви в честь «Ивана Светого» (из документа 1621 г.). Известно как село с храмами Иоанна Крестителя с 1621 г. В начале XX в. 2 церкви: деревянная — в память Усекновения главы Иоанна Предтечи, пе­ренесенная из упраздненного Бизюкова монастыря (быв. Георгиев­ская), и каменная, во имя св. Николая, устроенная прихожанами в 1894 г. Каменный храм окончательно был разрушен в годы Великой Отечественной войны, а деревянную церковь в 1923–1924 гг. П.Д.Барановский перенес на территорию Болдина мо­настыря, где организовывался музей. В 1930-х гг. последняя была уничтожена. Владельцы: Салтыковы, Бизюков монастырь. В 1812 г. командующие русскими армиями М.Б.Барклай де Толли и П.И.Багратион планировали дать генеральное сражение у села, но после осмотра позиции признали ее неудовлетворительной. О школе известно с 1863 г., позднее она стала земской как первая правильно организованная школа в уезде. Имеется средняя школа, библиотека, Дом досуга, врачебная амбулатория. Хозя­й­ство «Маяк» — лучшее в районе, учительский коллектив школы отличается новаторством и высоким уровнем преподавания. В 2000 г. 443 жителя (начало XX в. — 428)».

*Приведенные данные о сельских поселениях соответствуют состоянию на 2001 год.

Назад

МБУК «Дорогобужский музей»

Тел.: +7 (48144) 4-11-91
E-mail: dormuseum@mail.ru


 
Мы ВКонтакте

 Анонсы мероприятий и выставок               

Персональная выставка
художника-педагога
Ларисы КОЛУПАНОВОЙ
работает ежедневно,
кроме воскресенья,
с 10.00 до 18.00;
в субботу - с 10.00 до 14.00
 
 
Ежедневно, кроме субботы
и воскресенья, с 9.00 до 17.00

 

 

 

 

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дорогобужский историко-краеведческий музей», 2024

 

Web-canape — создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика

Главная | Карта сайта | Интернет-приемная

Адрес: 215710, Смоленская область,
г. Дорогобуж, ул. Пушкина, д.9
Телефон: (48144) 4-11-91
dormuseum@mail.ru