Кладовая народного творчества. Ко Дню славянской письменности и культуры
Ежегодно 24 мая в России и во многих странах мира отмечается День славянской письменности и культуры. Праздник приурочен ко Дню памяти святых Кирилла и Мефодия (IX век), которые создали алфавит и дали начало письменности славян. Этому празднику посвящается публикация Татьяны Белковской "Кладовая народного творчества".
Копилка нематериальных музейных ценностей недавно пополнилась новыми, если можно так сказать, экспонатами. В нашем распоряжении оказалась подборка современных частушек, которыми, на мой взгляд, грех пренебрегать. Во-первых, они «не из телевизора». Частушки наши, доморощенные, родом из Усвятья. Во-вторых, у них есть конкретный автор. Это тоже интересно. А то, что они современные, вовсе не лишает их права на место в музее, ведь с годами они превратятся в привет из прошлого. По ним наши потомки будут узнавать нечто о сегодняшнем дне, о нас – так же, как мы сейчас черпаем ценные крупицы сведений из алексинских частушек начала ХХ века, собранных братьями Кириковыми… Как узнаём о быте и нравах из местных сказок, записанных потомками бабы Кати – жительницы деревни Фёдоровки Павловой Екатерины Осиповны… Как погружаемся в глубины нашего «великого и могучего», добираясь до таких пластов как кубрейский язык, описанный учёным Владимиром Добровольским, исследованный затем нашими коллегами Владимиром Прохоровым и Юрием Шориным… Как порой удивляемся особенностям смоленского диалекта, не забытого пока, но отступившего перед натиском образования и множества современных сленгов.
Так и сегодняшние частушки дождутся своего часа. Какая-то их часть, бесспорно, запомнится жителям деревни, «уйдёт в народ» и, как подобает этому жанру, будет передаваться из уст в уста. А то, что попало в музей, здесь и сохранится. Возможно, дождётся своего исследователя. Мы же не станем подвергать их лингвистическому или филологическому анализу, а просто предложим вам почитать частушки из Усвятья.
Я девчонка из Усвятья,
Что в Смоленской области.
Хочу жить, хочу любить,
Хочу вас повеселить.
Шире круг, шире круг,
Дайте разгуляться
И Смоленщине родной
Мне в любви признаться.
Я когда-то родилась
В деревне Лебедёво,
Но теперь в районе нет
Селения такого.
Я на родину пошла,
Той деревни не нашла.
Заросли вокруг кусты,
Не проехать, не пройти.
Ой, Смоленщина родная,
До чего ж ты дожила:
Все совхозы развалились,
Заросли вокруг поля.
Я иду, а мне навстречу
Кустики смородины.
Позарастали все дорожки
На моей на родине.
На моей на родине
Пели там соловушки,
Но теперь воспоминанья
Всё в моей головушке.
Я бывало запевала,
Поддавалась соловью,
Но теперь очень обидно
За Смоленщину мою.
Раньше сеяли ленок,
Картошечку сажали,
Но теперь всё заросло –
Одни лесные дали.
Я в Болотове училась,
В школе-восьмилеточке.
А теперь туда пойдёшь,
Того места не найдёшь.
В Ректы в церковь мы ходили
Богу помолиться,
Но теперь тот храм сожгли
Бессовестные лица.
В Дежино плясать ходили
И с парнями мы дружили.
Пётр Павликов играл,
Молодёжь он развлекал.
Гармонист он был такой –
К нему народ валил толпой.
У Петра была мамаша,
Её звали тётя Даша.
В клуб ходила отдыхать,
За молодёжью наблюдать.
Я бабёнка боевая,
Есть немного гордости.
Я в Усвятье проживаю,
Что в Смоленской области.
И по лесу, по кустам,
Там растёт смородина.
Дорог мне Дорогобуж,
Моя мала родина.
Я в лесочке собирала
Чёрную смородину
И немножечко пропела
Про Смоленск, про родину.
Посмеялись вы немножко,
Пусть вам в жизни повезёт,
А то Валя Токолова
Вам не то ещё споёт.
Я частушки вам пропела,
Поглядев на публику,
А теперь пора вам всем
Скинуться по рублику.
Я частушки вам пропела
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь я попрошу,
Чтобы мне похлопали.
Я свою кончаю оду,
Уважаемый народ.
Мы в огонь пойдём и в воду,
Коль гармонь нас позовёт.
Никакого нет секрета,
Так сказал народ честной,
Что усвятский гармонист
Самый лучший, дорогой.
Про Смоленщину родную
Я пропела вам куплет.
А к куплетику куплет –
Соберём большой букет.
Захотелось в клуб пойти,
Мне дойти непросто.
Но частушки хочу петь
Лет до девяноста.
Неизвестно, как китайцы
Коронавирус обрели,
И по миру разлетелась та зараза.
Сами вроде ожили.
И по всей планете вирус
Разлетелся, как песок.
Жить становится нам трудно,
Всех закрыли на замок.
Коронавирус отступает,
И мы победили.
Но не всех врачей у нас
Всё же наградили.
В карантине я сидела,
Дома развлекалася.
Пандемией заразиться
Очень я боялася.
Коронавирус отступает,
Все мы оживилися.
От безделья у людей
Улыбки появилися.
Мы на улицу ходили –
Маски надевали.
И с парнями целоваться
Они нам мешали.
Пандемия появилась
В нашей деревушке.
Никуда мы не выходим,
Лежим на подушке.
На изоляции сидим,
Коронавирус победим.
Будем жить как прежде,
В достатке и надежде.
Мы говорим врачам спасибо.
Низкий, низкий вам поклон.
Вам приходится трудиться,
Даже жить в самой больнице.
Коронавирус отступает,
Карантины сняли.
Но в магазин ходить нельзя –
Цены там подняли.
Коронавирус победим,
Нечего бояться.
Изобрели вакцину «Спутник»,
Будем прививаться.
Начинаю петь частушки,
Прошу не смеяться.
Здесь народу очень много,
Могу растеряться.
По реке плывут, плывут
Белы пароходики.
Очень жалко, что уходят
Молодые годики.
Нынче времечко такое,
Хоть всегда частушки пой.
Один раз сходил в аптеку –
Кошелёк уже пустой.
Сорок лет имею стажа,
А соседка – только пять.
Нашу пенсию сравняли.
Это как можно понять?
Я частушки вам пропела
Очень уж прикольные.
А вы скажите от души,
Все ли вы довольные?
Правомерен вопрос: кому же всё-таки принадлежат эти куплеты? Ведь в самом начале было заявлено, что частушки авторские.
Это действительно так. Имя сочинительницы из народа Валентина Леонидовна Токолова. Некоторые сведения о ней вы, уважаемые читатели, уже почерпнули из её творчества: родилась Валентина Васечкина (это её девичья фамилия) в деревне Лебедево, которой уже нет. Училась в Болотовской «школе-восьмилеточке». Школы, как и деревни Болотово, тоже давно нет. Об этом не без сожаления, не без грусти говорится в частушках.
Молодость Валентины прошла в родных местах. Об этом можно судить по тому, что бывала на танцах в Дежине. И даже местному гармонисту воздала должное за игру, чем продолжила одну из традиционных тем частушечного жанра. Ведь, согласитесь, ни один выход деревенских плясуний на круг не обходился без благодарственной частушки гармонисту. И Валентина свою сложила. Напомню:
В Дежино плясать ходили
И с парнями мы дружили.
Пётр Павликов играл,
Молодёжь он развлекал.
Гармонист он был такой –
К нему народ валил толпой.
После замужества Валентина поселилась в деревне Кузьмино, откуда каждый день ходила на работу в усвятскую пекарню. Путь довольно длинный! Но потом семья перебралась в Усвятье.
Судьбу Валентны Леонидовны Токоловой никак нельзя назвать безоблачной. Она знала горе невосполнимых утрат, многие житейские трудности. Но не сломилась, не угасла, не очерствела душой.
Усвятье, где Валентина живёт до сих пор, давно стало родным. Здесь у неё есть подруги, которые как раз и являются первыми слушателями и главными ценителями её частушек – порой наполненных сожалением об утраченном, порой с лёгким оттенком грусти, но чаще написанных с весёлой иронией и оптимизмом.
Татьяна Белковская, заведующий научно-экспозиционным отделом музея