Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дорогобужский историко-краеведческий музей»
Версия для слабовидящих

Новости

Новый экскурсионный маршрут

27.07.2023

Середина лета в нашем музее отмечена новым экскурсионным маршрутом. Он был специально разработан к 27 июля, дню гибели М.Ю. Лермонтова.

Михаил Юрьевич не имел отношения к нашему городу. Нет никаких документальных свидетельств о том, что он здесь бывал хотя бы проездом. Однако одна из улиц Дорогобужа (бывшая Ельнинская) носит имя Лермонтова, и мы посчитали это достаточно веским основанием для того, чтобы отметить день памяти поэта экскурсией по этой улице.

Встреча началась на поэтической ноте: её участники вспоминали биографию Лермонтова, читали его стихотворения и произведения других русских классиков. А за этим последовала пешая прогулка по юго-западной окраине Дорогобужа.

Экскурсия длилась более двух часов. За это время было пройдено сравнительно небольшое расстояние: от дома №1 до взлётной полосы бывшего аэродрома. Однако и на этом отрезке улицы оказалось достаточно примечательных мест, домов со своей историей, людей, о которых стоило рассказать, и тех, кто поделился с музеем своими воспоминаниями в ходе разработки маршрута.

Одна из них – Тамара Николаевна Науменкова, бывший директор дорогобужского аэропорта. Её воспоминания, записанные сотрудником музея, воскресили в памяти участников экскурсии картины их детства и юности, открыли интересные факты о работе аэропорта маленького городка.

На лётном поле аэродрома шла речь и о его горьких страницах, связанных с Великой Отечественной войной. Собственно, война и мир переплетались в рассказе о каждом экскурсионном объекте: церкви Петра и Павла, бывшей городской тюрьме, бывшем агролицее (ремесленном училище). Абсолютно «мирно» прозвучала только история дома №12, так называемого «шульгинского» дома, который был построен и заселён в самом начале 80-х годов ХХ века.

Первая экскурсия по новому маршруту показала, что среди жителей города есть любители пеших прогулок, которые интересуются историей своего края.
******
Вот небольшая часть рассказа, прозвучавшего на лётном поле бывшего аэродрома.

«Золотой век» аэродрома начался в шестидесятых годах ХХ века, когда эта территория использовалась именно для взлётов и посадок самолётов.

В 1961 году в Дорогобуже открыли аэропорт. Построили здание, выровняли посадочную площадку. Снабдили необходимым минимумом оборудования для метеонаблюдений. Создали штат сотрудников – и аэропорт начал работу.

В доме №12 по улице Лермонтова живёт Тамара Николаевна Науменкова, которая работала в дорогобужском аэропорту. Она прекрасно помнит это время и охотно делится своими воспоминаниями:

«Я пришла работать в аэропорт в 1967 году. Это произошло совершенно случайно: я искала работу, а в аэропорту не было кассира. Такая должность меня не привлекала, но согласилась посетить аэропорт «просто посмотреть», и … осталась там на 17 лет, до 1984 года, то есть до закрытия аэропорта.

В то время начальником аэропорта был Борисенков Андрей Борисович. Фронтовик, лётчик, он чётко вёл дела, был очень требовательным, спрашивал с нас строго, хотя коллектив состоял из трёх человек всего. Но каждый из нас свои обязанности должен был выполнять чётко, с точностью до минут.

Например, в мои обязанности входила не только продажа билетов. Рано утром нужно было обозначить место посадки самолёта. Ведь взлётно-посадочной полосы поначалу не было. И мы обозначали её специальной плотной тканью. Из двух белых кусков складывали на поле букву Т. Это летом. Зимой же – из двух чёрных полос.

Асфальтовая полоса появилась гораздо позже. Она до сих пор ещё сохранилась, хотя и пострадала от времени.

Самолёты здесь летали небольшие – 12-местные АН-2. Но в начале – и того меньше: 3 пассажира и лётчик. Мне довелось летать на таком самолёте, и это было жуткое ощущение. А к 12-местным самолётам наши пассажиры привыкли быстро. И пользовались этим транспортом охотно.

Да, поначалу здесь действовала только санитарная и сельскохозяйственная авиация. А пассажироперевозками стали заниматься чуть позже

Направления были такие: Смоленск, Всходы (это Угранский район), Ушаково, Ромоданово, Васино.

Жители деревень были очень довольны, потому что дороги там были плохие. В распутицу – непроезжие, непрохожие. Да и расстояние большое. Как в песне: только самолётом можно долететь. А тут меньше часа требовалось, чтоб покрыть эти расстояния.

Мой рабочий день начинался в 7 утра. К рейсу нужно было обозначить посадочную полосу, передать в Смоленск сводку погоды. Направление и силу ветра мы определяли по «ветродую». Это такой полосатый колпак на высоком шесте. Был, конечно, термометр. В общем, самые простые приборы имелись. У нас даже штатная единица появилась – метеоролог. В этой должности работала Нина Муравьёва. А кассиром стала Наталья Шедова. Меня же перевели на должность начальника аэропорта, когда Андрей Борисович уехал в Смоленск.

Работа в аэропорту, хотя он и маленький такой, была очень интересной. Во-первых, это общение с коллегами. Ведь мы находились в подчинении области. И поэтому чувствовали себя частью большого коллектива. Постоянно были на связи со своим «центром». Пилоты на линиях работали смоленские. Что примечательно, среди них был лётчик из Дорогобужа – Александр Щуров. Нам это было приятно. Вроде даже гордость какую-то вызывало.

Во-вторых, общение с пассажирами. Авиационное сообщение было популярно. Иногда двух плановых рейсов на Смоленск не хватало. Тогда мы использовали возможности грузовых самолётов. Сколько людей проходило через наш маленький аэропортик! Казалось бы, маленький домик, небольшой штат, простой «кукурузник», а как всё это востребовано!

Мы любили свою работу. Аэропорт любили. Цветы сажали возле него, плодовые деревья. Хотелось, чтобы людям было уютно, чтоб нас окружала красота…

Но время делало своё дело. Уже в конце семидесятых годов у малой авиации появился конкурент в виде междугородного автобуса, который ходил в Смоленск. Да и дороги в районе стали налаживать. Так что автотранспорт помаленьку переманил к себе наших пассажиров. В последние годы мы продавали порой по 2-3 билета. Так что в 1984 году приняли решение закрыть аэропорт в Дорогобуже.

У меня с ним связано 17 лет работы. И это были интересные годы».

Назад

МБУК «Дорогобужский музей»

Тел.: +7 (48144) 4-11-91
E-mail: dormuseum@mail.ru


 
Мы ВКонтакте

 Анонсы мероприятий и выставок               

Фотовыставка работает ежедневно,
кроме субботы и воскресенья,
с 10.00 до 18.00
 

 

 

 

 

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дорогобужский историко-краеведческий музей», 2024

 

Web-canape — создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика

Главная | Карта сайта | Интернет-приемная

Адрес: 215710, Смоленская область,
г. Дорогобуж, ул. Пушкина, д.9
Телефон: (48144) 4-11-91
dormuseum@mail.ru