Интервал между буквами (Кернинг):
Памятники православной культуры Дорогобужского края. 130-летию П.Д. Барановского посвящается...
09.02.2022
8 февраля Дорогобужский музей при поддержке Смоленского областного краеведческого общества, редакции научно-популярного журнала «Край Смоленский» провёл выставку-презентацию «Памятники православной культуры Дорогобужского края», посвященную памяти Петра Дмитриевича Барановского (к 130-летию со дня рождения). Нашему земляку – выдающемуся архитектору-реставратору, музейному работнику, историку архитектуры обязаны своим спасением многие выдающиеся православные святыни России.
Участникам встречи был представлен рассказ о Петре Барановском, чья личность и дела уже при жизни стали легендарными. С годами понимание значимости вклада Барановского в национальную культуру только возрастает.
Родился Петр Дмитриевич в селе Шуйском Вяземского уезда в 1892 году, где и был крещен. Однако вырос он в окрестностях Дорогобужа, где находилась мельница его отца. Древний Дорогобуж с его богатой природной и культурно-исторической средой благотворно сказался на развитии личности Петра Барановского. Именно здесь в нем зародилась любовь к русской культуре, а выдающие памятники православного искусства воспитали чувство прекрасного.
Известны места на Дорогобужской земле, сильно повлиявшие на формирование личности П. Д. Барановского: мельничный хутор Шагирка на речке Искоже в двух километрах западнее Дорогобужа, где семья жила с начала ХХ века; сам Дорогобуж, в котором ярко проявлялось гармоничное сочетание природного ландшафта и архитектурного облика в стиле европейского барокко. Определяющую роль в нем играли высокие красивые приходские храмы, которые создавали эффектный силуэт города, поднимающегося от Днепра по крутому склону надпойменной террасы. Исключительную роль в личной и профессиональной судьбе П.Д. Барановского сыграл Свято-Троицкий Болдин монастырь - выдающийся шедевр русской архитектуры, единственный известный нам ансамбль эпохи царствования Федора Иоанновича. Именно с Болдинского монастыря началось самоопределение Петра Дмитриевича как архитектора-реставратора, хранителя культурных ценностей.
Отличительной особенностью храмового искусства Дорогобужского и ряда соседних уездов было широкое распространение деревянной скульптуры. Выдающиеся художественные достоинства деревянной скульптуры храмов Дорогобужского края и его округи были в полной мере оценены П.Д. Барановским. В 1919-1927 гг. он проводил реставрацию трапезной палаты с Введенской церковью Болдинского монастыря, организовал здесь музей церковного искусства, куда свозились деревянная храмовая скульптура, иконы, другие предметы культа для спасения от полного уничтожения. К сожалению, это уникальное собрание культурных ценностей Смоленской земли было утрачено после закрытия в 1929 году Болдинского музея.
В 2002 году по инициативе учеников П.Д. Барановского А.М. Пономарёва и В.Е. Кулакова на Смоленщине была проведена научно-практическая конференция, посвященная 110-летию со дня рождения Мастера. В Болдинском монастыре состоялось открытие первой выставки «Деревянная скульптура Верхнего Поднепровья в фотографиях 20-х годов ХХ века», каталог которой подготовил А.М. Пономарев.
Позднее увидеть на снимках и оценить творения талантливых народных мастеров смогли жители Дорогобужа, Смоленска, Сафонова и других городов. Цифровые копии фотографий хранятся в Дорогобужском районном историко-краеведческом музее, они используются для организации передвижных выставок.
Нынешняя выставка деревянной скульптуры вызвала большой интерес у участников мероприятия.
Всем, кому небезразлична духовная история нашего края, было приятно получить подаренные и подписанные автором книги.
В заключение для гостей была проведена экскурсия по залам музея с акцентом на духовную историю и храмостроительство в Дорогобужском крае.
Выставка «Деревянная скульптура Верхнего Поднепровья в фотографиях 20-х годов ХХ века»
работает в Выставочном зале районного Дома культуры по 2 марта 2022 г.
в рабочие дни с 10.00 до 18.00, в выходные – с 10.00 до 14.00 с экскурсоводом Дорогобужского музея.
Вход свободный (маски, социальная дистанция – обязательны!).
Добро пожаловать на выставку!