Интервал между буквами (Кернинг):
11 апреля - Международный день освобождения узников фашистских концлагерей
11.04.2020
11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, который установлен в память об интернациональном восстании узников концлагеря Бухенвальд, произошедшем 11 апреля 1945 года. В этот день были освобождены узники фашистских концлагерей Бухенвальд и Дора, 22 апреля – узники Заксенхаузена, 29 апреля – Дахау, 30 апреля 1945 года – Равенсбрюка.
Массовый угон дорогобужан в немецкую неволю
Массовый угон (депортация) - веками проверенное средство тиранических режимов. Зачастую это сопровождалось заражением эпидемическими болезнями, частичным или полным истреблением. Таким образом, депортация являлась средством террора и перерастала в геноцид (действия, ведущие к уничтожению этнической, расовой, религиозной или национальной группы). Немало типичных примеров есть в истории освоения Америки (к примеру, Оклахомская резервация), в Европе (крестовые походы и притеснения инакомыслящих). У многих народов был свой via dolorosa, т.е. путь скорби. Также и в России, учитывая ее великий опыт в раскулачивании, борьбе с повстанческим и «сомнительным» элементом, репрессиях против членов семей «изменников Родины» и переселении «репрессированных народов».
Наша родная Смоленщина не осталась в стороне: переселение многих жителей Смоленска в 1514 г. в Москву, удаление смоленских казацких хоругвей на Закамскую оборонительную черту, давление на шляхту с целью обращения в православие, преследования староверов, раскулачивание и сселение хуторов...
В период тотальной народной Великой Отечественной войны старые депортационные формы были взяты на вооружение и ужесточены. Немецко-фашистский режим к депортируемым относился не как к гражданам рейха, а как к представителям противника. Кто-то подлежал ариизации, другие – вымиранию, стерилизации, медицинским экспериментам, третьи использовались как рабская сила. В значительной мере для особых зверств использовались коллаборационисты (предатели из местного населения).
Помимо прямого террора (уничтожения), фашисты использовали такие методы, как депортация и принудительный труд. Местное население сгонялось на расчистку и починку дорог, бесплатно работало на «бывших» колхозных полях, обкладывалось налогами в пользу оккупационной власти. Затем появились трудовые лагеря в прифронтовой зоне, заключенные из близлежащих деревень строили оборонительные полосы, аэродромы, железнодорожные пути. Выход за пределы лагеря наказывался расстрелом, были также случаи сожжения.
На снимках представлены: колодки для арестантов; вид концлагеря в районе дер. Бражино; план концлагеря в совхозе имени Фрунзе, составленный по воспоминаниям заключенных.
В 1943 г. начался массовый угон фашистами мирных граждан Дорогобужского района. 3 января 1943 г. всех заключенных камеры № 2 из Дорогобужа отправили на станцию Дорогобуж (Сафоново), а затем в Германию. В марте 1943 г. советские войска, тесня организованно отступающего противника, заняли восточную часть Дорогобужского района; тогда же фашисты угнали из ближайших к линии фронта деревень в немецкий тыл все население (около 6,5 тысяч по сельсоветам: Алексинскому, Бизюковскому, Бражинскому, Василисинскому, Глазковскому, Городковскому, Елисеенскому, Крутовскому, Подмошьевскому, Пригородному, Прокудинскому). Тогда же, в марте 1943 г., на рытье окопов на переднем крае фашистской обороны, проходящей по Дорогобужскому району, были отправлены многие сотни жителей из сельсоветов 2-го эшелона. Позднее они также были угнаны немцами в тыл, видимо, при отступлении в августе-сентябре 1943 г. В марте и апреле 1943 г. также были случаи угона отдельных семей и подростков в немецкий тыл, но не такие массовые; угоняли и в августе - начале сентября 1943 г., при отступлении.
15 марта 1943 г. все население города Дорогобужа (по одному источнику - 2 121 человек) было вывезено в Белоруссию и помещено в концлагере Шталаг-342 в г. Молодечно Минской области, а затем, по некоторым данным, перемещено в деревни округи и другие места.
Об этом скорбном пути рассказывает Василий Николаевич Ермаков в присланной недавно Дорогобужскому музею книге "Шталаг-342", в ней он поместил схему следования из дорогобужской деревни Выползово до белорусского Молодечно:
Совокупно немцы угнали в рабство свыше 10 тысяч человек (более 8 тысяч из сельской местности и свыше 2 тысяч из Дорогобужа); более 1 тысячи ушло с оккупантами добровольно (полицейские, ездовые…). По отчетам, из этих категорий вернулось к 1946 г. не более 4 600 человек, но возвращения были и в 1946-1947 гг.
Угнанные в немецкое рабство возвращались в 1943-1945 гг. из западных районов Смоленской области (Глинковский, Краснинский, Монастырщинский, Починковский, Хиславичский и другие), из Белоруссии (Молодечно Минской области, Барановичская, Витебская, Могилевская области), из Украины (Черниговская область), из Латвии, Германии (в том числе Восточной Пруссии). Они использовались на строительстве укреплений, ездовыми в немецких обозах, на промышленных предприятиях и в сельскохозяйственных имениях.
После Великой Отечественной войны в Дорогобужском районе поселилась Ефросинья Макаровна Алфимцева, чудом выжившая в лагере смерти Освенцим. Много дорогобужан содержалось в шталаге-342 под Молодечно (Белоруссия). В 1941-1943 гг. фашисты в нем уничтожили около 30 тысяч советских военнопленных, затем переключились на жителей Смоленщины и Дорогобужа. Колючая проволока под электричеством, овчарки, охрана из СС, одноразовое питание, тиф – и все это против детей и женщин.
В канун 11 апреля бывшие малолетние узники фашистских концлагерей, проживающие в Дорогобужском районе, традиционно проводят встречи, уроки со школьниками. С каждым годом свидетелей страшных лет войны становится всё меньше... На первом снимке - дорогобужане после встречи в районном Доме культуры (фото 1995 года); на втором - среди малолетних узников лагеря Освенцим Алфимцева Е.М. (1 ряд 3-я слева), фото 1989 г.
В Дорогобужском музее хранятся книги, повествующие о страшной судьбе узников-земляков: «Детство, убитое войной» (сост. Н.Г. Казмина, Смоленск, 2004); «Фабрика смерти ШТАЛАГ-342» (В. Ермаков. Киев, 2018), а также Книги Памяти мирных жителей.