Интервал между буквами (Кернинг):
25 апреля 1945 года. 1404-й день войны. Встреча на Эльбе
24.04.2020
Восточно-Прусская операция. 11-я гвардейская армия 3-го Белорусского фронта овладела городом Пиллау, завершив разгром противника на Земландском полуострове. Остатки немецких войск укрылись в западной части косы Фришес-Нерунг и в обширных плавнях заболоченного устья Вислы.
Завершилась Восточно-Прусская операция. Советские войска овладели Восточной Пруссией и ликвидировали оборонявшуюся здесь группировку войск противника. Продолжительность операции — 103 суток. Ширина фронта боевых действий — 550 км. Глубина продвижения советских войск — 120—200 км. Среднесуточные темпы наступления — 2—6 км. Численность войск к началу операции — 1669100 человек, безвозвратные потери — 126464 (7,6 %), санитарные потери — 458314, всего — 584778, среднесуточные — 5677.
Берлинская наступательная операция. К 25 апреля 65-я армия и 70-я армия 2-го Белорусского фронта продвинулись до 8 километров и расширили плацдарм до размера 35 на 15 км. 70-я армия достигла рубежа Радехов, Петерсхаген, Гартц. К вечеру 25 апреля был завершен прорыв вражеской обороны на 20-километровом фронте. Войска фронта подошли к реке Рандов.
25 апреля в 12 часов дня 47-я армия и 2-я гвардейская танковая армия 1-го Белорусского фронта, наступавшие западнее Берлина, вышли в район Кетцин, где соединились с частями 4-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта.
В составе 47-й армии под Берлином сражалась 30-я гвардейская пушечная артиллерийская бригада под командованием гвардии полковника дорогобужанина Иосифа Семеновича Жигарева. Жигаревцы огнем способствовали прорыву обороны противника на западном берегу Одера у населенного пункта Нойбарним.
3-я ударная армия вела боевые действия за расширение плацдармов на канале Берлин-Шпандауэр-Шиффартс. 5-я ударная армия наступала вдоль западного берега Шпрее и продвинулась на 2800 метров. 8-я гвардейская рамия возобновила штурм города и захватила переправы через Ландвер-канал. 1-я гвардейская танковая армия переправилась через Ландвер-канал, форсировала Тельтов-канал севернее Брица и втянулась в уличные бои к северу от канала.
Утром 25 апреля немецкая армейская группа Штайнера перешла в очередное наступление в районе Германсдорфа. 1-я армия Войска Польского отразила наступление.
3-я гвардейская танковая армия 1-го Украинского фронта, усиленная тремя дивизиями 28-й армии, очистила от противника юго-западные пригороды Берлина и вела бои за пригород Шмаргендорф, наступая навстречу 2-й гвардейской танковой армии 1-го Белорусского фронта. В течение дня 25 апреля бомбардировочная авиация 1-го Белорусского фронта, в условиях плохой видимости, наносила удары по боевым порядкам 3-й гвардейской танковой армии. В результате армия понесла потери. Вечером Ставка Верховного Главнокомандования установила новую разграничительную линию между фронтами, проходившую через Миттенвальде, Мариендорф, Темпельхоф, Потсдамский вокзал. Два корпуса 3-й гвардейской танковой армии выводились из центра Берлина за разграничительную линию.
4-я гвардейская танковая армия продолжала вести бои за переправы через Хавель юго-восточнее Потсдама. 6-й гвардейский мехкорпус форсировал Хавель и в двенадцать часов дня соединился с частями 328-й дивизии 47-й армии 1-го Белорусского фронта, замкнув кольцо окружения вокруг Берлина. Затем 6-й мехкорпус вместе с 47-й армией продолжал наступление на Потсдам. 3-я гвардейская армия вела ожесточенные бои против франкфуртско-губенской группировки.
На западе 13-я армия и 5-й мехкорпус 4-й гвардейской танковой армии продолжали вести бои с войсками 12-й армии Венка.
25 апреля в районе Стрела и Торгау, на реке Эльба, части 58-й гвардейской дивизии 5-й гвардейской армии встретились с разведгруппами 69-й пехотной дивизии 5-го армейского корпуса 1-й американской армии.
Из «Сводки Совинформбюро»: «Войска 3-го БЕЛОРУССКОГО фронта 25 апреля овладели последним опорным пунктом обороны немцев на Земландском полуострове городом и крепостью ПИЛЛАУ…
Войска 1-го БЕЛОРУССКОГО фронта перерезали все пути, идущие из БЕРЛИНА на запад, и 25 апреля соединились северо-западнее ПОТСДАМА с войсками 1-го УКРАИНСКОГО фронта, завершив, таким образом, полное окружение БЕРЛИНА… Одновременно войска фронта продолжали вести уличные бои в северной, восточной и юго-восточной части БЕРЛИНА, заняв при этом городские районы ТРЕПТОВ и БРИЦ. Юго-западнее ФРАНКФУРТА-на-ОДЕРЕ войска фронта с боем заняли города МЮЛЛЬРОЗЕ и ФРИДЛАНД…
Войска 1-го УКРАИНСКОГО фронта с боями заняли город КЕТЦИН и в юго-западной части БЕРЛИНА городские районы ЛИХТЕРФЕЛЬДЕ, ЦЕЛЕНДОРФ. Севернее города КОТТБУС войска фронта заняли более 40 населённых пунктов… Северо-западнее ДРЕЗДЕНА войска фронта форсировали реку ЭЛЬБА и на западном берегу реки заняли город РИЗА. В районе БАУЦЕН наши войска отбивали контратаки крупных сил пехоты и танков противника и нанесли ему большой урон…
На территории Чехословакии северо-западнее города ГОДОНИНА войска 2-го УКРАИНСКОГО фронта, продолжая наступление, заняли более 50 населённых пунктов…"
ВСТРЕЧА НА ЭЛЬБЕ.
Приближаясь к Эльбе, наши бойцы и офицеры знали, что здесь, в Саксонии, произойдет первая встреча с войсками наших англо-американских союзников. Каждый день люди, сражающиеся по эту сторону Эльбы, с нетерпением ждали сводки о продвижении частей союзных войск, подходивших к Эльбе с запада. На штабной карте можно было проследить, как все ближе и ближе подходят друг к другу две линии фронта. Между ними лежала Эльба, и расстояние, отделявшее нас от союзников, сокращалось с каждым часом.
Первыми вступили в соприкосновение с частями 1-й американской армии наши радисты. Разговор между нашими и американскими радистами происходил в момент, когда передовые части 1-го Украинского фронта находились уже менее чем в тридцати километрах от американцев. Немецкие станции пытались заглушить разговор, но неудачно.
— Скоро встретимся с вами, — радировали американцам наши радисты. — Мы знаем ваше расположение. Наши танки приближаются к вам. Делаем все, чтобы скорее встретиться с вами.
В передовых частях 1-й американской армии оказались среди радистов люди, знающие русский язык. Они поддерживали связь с нашими радистами, передавая им привет от американцев, сообщая о том, что во всех частях 1-й американской армии с волнением ждут встречи с Красной Армией.
В донесениях наших передовых частей, вышедших 23 апреля на Эльбу, в тех пунктах, которые я назвал, присутствия американских частей не отмечалось. Только 25 апреля 1945 года, к величайшей и искренней радости наших воинов, состоялась эта историческая встреча.
На снимках: 2-й лейтенант У. Робертсон и лейтенант А. С. Сильвашко на фоне надписи «Восток встречается с Западом», символизирующей историческую встречу союзников на Эльбе; мемориальный знак, установленный на месте встречи; А. Сытов "Встреча на Эльбе".
25 апреля в 13 часов 30 минут в районе Стрела, северо-западнее Ризы, воины 7-й роты 173-го гвардейского стрелкового полка 58-й гвардейской дивизии во главе с командиром роты гвардии старшим лейтенантом Григорием Степановичем Голобородько, в прошлом полтавским слесарем, заметили группу военных, двигавшуюся с запада. Наши по привычке насторожились, но солдатское чутье подсказало им, что там. впереди, не те, с кем они дрались на протяжении всей войны. Все же, приняв боевой порядок, подразделение Голобородько двинулось навстречу неизвестным. Как вскоре оказалось, это была разведгруппа 69-й пехотной дивизии 1-й американской армии. Разведгруппой командовал первый лейтенант Л. Коцебу, бывший студент из Техаса, с ним были сержанты и солдаты Д. Полонский, М. Шульман, Г. Ситник (награжденный впоследствии нашим орденом Красной Звезды), Форестер и другие.
Примерно на час позже в районе Торгау воины 2-го батальона 173-го гвардейского стрелкового полка той же 58-й гвардейской дивизии заметили, что с колокольни городской церкви подает сигналы какой-то человек в военной форме. Гвардии лейтенант А. С. Сильвашко попытался объясниться с ним по-немецки, но из этого ничего не вышло. Наши солдаты сделали несколько выстрелов в воздух и вдруг услышали знакомые слова: «Москва — Америка!» Нашим красноармейцам стало ясно, что на церковной колокольне американец. Это был солдат той же 69-й пехотной дивизии. Затем подошел офицер, который заявил, что они являются разведчиками 69-й пехотной дивизии 1-й американской армии, и попросил нашего офицера съездить с ним в штаб батальона, находившийся километрах в пятнадцати от места встречи. Как потом выяснилось, это была группа младшего лейтенанта Уильяма Д. Робертсона.
Легендарная встреча на Эльбе стала высшей точкой в союзнических отношениях антигитлеровской коалиции.