Славяне – крупная этнокультурная общность. В мире свыше 300 миллионов славян и около 20 славянских народов, которые относятся к западным, восточным и южным славянам. Славяне составляют основную часть населения России, Украины, Беларуси, Польши, Чехии, Словакии, Болгарии, Сербии, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Черногории, Словении, Северной Македонии; они проживают также в других странах.
Неофициальный праздник
«День дружбы и единения славян» появился в 1990-е годы XX в. как следствие распада СССР, Югославии, Чехословакии, когда образовалось больше независимых славянских государств, и возникла потребность к налаживанию дружественных и партнерских отношений в новых условиях. Цель праздника – чтобы славянские народы помнили о своих исторических корнях, стремились сохранить свою культуру и многовековую связь друг с другом.
Первыми государствами, ставшими выстраивать связи в новых условиях, стали Россия и Республика Беларусь. Они подписали ряд соглашений о взаимном сотрудничестве на равных условиях.
В российских городах в День дружбы и единения славян устраивают фестивали, беседы, тематические встречи в музеях и домах культуры, где можно узнать о самобытных традициях славян и познакомиться с обычаями разных народов.
Некоторым образом предшественником праздника являются фестивали «Славянское единство». Они, начиная с 1969 г., проводятся ежегодно, и тоже в районе 25 июня. Принимающей стороной по очереди становились области на стыке трех республик: Брянская область России, Гомельская область Белоруссии, Черниговская область Украины. Последняя с 2014 г. в фестивалях не участвует.
Первый фестиваль начинался как неформальные гуляния трёх народов, сейчас фестивали собирают до 100 тысяч человек. В 1975 году возвели монумент Дружбы («Три сестры»), стоящий в точке соединения трех границ, и в последние десятилетия торжества проходили на большом поле у монумента. В 2022 году фестиваль «Славянское единство» проходил на территории Брянской области. В нем участвовали делегации российских городов и Беларуси, гости из ДНР и ЛНР.
Огромный опыт культурного, политического, межконфессионального общения у Смоленщины. Смоленщина не просто периферийная территория России, это стык или мост цивилизаций. Смоленщина не только российская территория, но она исторически входила в Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское (ВКЛ) и в Речь Посполитую (союз Польши и ВКЛ). В рамках этих государств складывались и развивались славянские этносы русских, белорусов, украинцев, поляков.
Взаимовлияние и взаимодействие населения Смоленщины с Россией, Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой было разноплановым и многогранным, хотя и не всегда положительным и продуктивным. Множество новшеств после смены власти не прижилось или было отринуто.
После возвращения Смоленщины из Речи Посполитой в состав Российского государства большие группы населения пополнили российское общество. Среди них особая сословная группа - смоленская шляхта, принятая в российскую службу. Там немало великих и выдающихся имен, достаточно назвать М.И. Глинку, Н.М. Пржевальского (с другой стороны, некоторые дворяне российского происхождения стали польскими магнатами, к примеру, Салтыковы – Солтыки).
Многие сотни шляхтичей русского, белорусского и польского происхождения проходили службу в особом полку смоленской шляхты и в Рославльском драгунском шквадроне. Среди них семейства Азанчевских, Вонлярлярских, Воронцов, Корсаков, Краевских, Лыкошиных, Потемкиных, Соколинских, Станкевичей, Станюковичей, Швыйковских и др. Также в русскую службу перешли пушкарские гарнизоны городов и казацкие сотни.
Городское население Смоленска и крестьянское население смоленских уездов тогда в значительной части состояли из переселенцев из коронных и белорусских земель.
В городах Смоленщины до 1654 г. действовало самоуправление с войтами, лавниками (судьями) и райцами (членами совета). Городские общины наделялись определенными правами и землей. После перехода к России самоуправление было упразднено, но за городами, уже по установившейся традиции, были сохранены земли.
В Смоленске городские ремесленники объединялись в цехи по видам ремесла, цехи имели свои уставы.
Появляется и расцветает изразцовое дело.
В фортификации применялись передовые европейские методы оборудования смоленских укреплений.
Развивалось землемерное дело, составлялись описания имений и проводилась «волочная помера» (земельная реформа с обмером земель). Европейские картографы (С. Гондиус и С. Саверий) в своих гравюрах показывают смоленскую крепость и осаду ее российскими войсками в 1632-1633 гг. К сожалению, эти первые опыты картографирования Смоленщины в европейских традициях не получили развития.
Массовые раздачи земель при Речи Посполитой приводили к оживлению хозяйственной деятельности. Появляются буды (предприятия по производству поташа), рудни (добыча и обработка железной руды), оживает торговля различными «лесными товарами».
Во многих запустевших землях опять возникают деревни, появляются новые деревенские топонимы (названия), отражающие имена владельцев-шляхтичей. Утверждается западнорусская (белорусская) традиция именовать деревни по владельцу посредством сложного суффиксального образования -щин(а), например, Капыревщина, Митковщина.
Религиозную политику периода Речи Посполитой нельзя считать умеренной. Допускалось лишь католическое вероисповедание и союзное с ним униатское. Шляхта пользовалась особыми привилегиями и в своих маетностях могла устраивать и православные храмы. Иезуитский коллегиум в Смоленске содержал для шляхетских детей полную общеобразовательную гимназию с профильными классами, музыкальную бурсу, устраивались театральные представления. В сельских храмах несколько веков держалась пришедшая из белорусских земель традиция украшать церкви деревянной скульптурой.
В наше время, и особенно сейчас на уровнях межгосударственных и государственных, проявляется тенденция использования инструмента национализма в его отвязанной, радикальной форме. Тем не менее, и отдельным государствам, и большинству людей, за исключением политических элит, делить нечего, и есть много чего предложить друг другу.
Материал подготовил Прохоров В.А., хранитель музейных предметов Дорогобужского музея