Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дорогобужский историко-краеведческий музей»
Версия для слабовидящих
  • Главная
  • Новости
  • 9 декабря - День Героев Отечества. Заседание Клуба любителей Дорогобужской старины "Гордимся славою героев!"

Новости

9 декабря - День Героев Отечества. Заседание Клуба любителей Дорогобужской старины "Гордимся славою героев!"

09.12.2020

 Герои земли Дорогобужской: генерал-майор Иван Иванович Воронец (1892-1967), наш  земляк, авиатор, участник трёх войн

Воронцы – шляхетский (дворянский) род польского происхождения. Его представители появились на Смоленской земле в 1-й половине XVII в., при Речи Посполитой. Миколай Воронец в районе 1625-1628 гг. был дорогобужским капитаном (воеводой), затем стал писарем смоленским и синдиком смоленской церкви католического ордена бернардинов (францисканцев).

В 1654 г., с возвращением Смоленска России, на русскую службу из Воронцов перешли Павел и Казимир, давшие начало 2 ветвям смоленских Воронцов. И.И. Воронец относится к ветви Казимира.

Родные Ивана Ивановича проживали в селе Богородицком, располагалось оно немного к северо-западу от деревни Полежакино Дорогобужского уезда, сейчас в Дорогобужском районе (к настоящему времени от села сохранилось лишь кладбище). Село Богородицкое образовалось в районе 1780 г., когда  местный владелец шляхтич Епафродит Станкевич в своем сельце (помещичьей усадьбе) Яковлеве устроил деревянную церковь  во имя иконы Богоматери Федоровской. В 1817 г. его сын Аполлон построил в родовом гнезде Богородицком уже каменный храм с тем же престолом.

Многие Станкевичи роднились с Воронцами. Первым пример подал Василий Мартемьянович Воронец (род. 1.10.1780), женившийся на племяннице Епафродита Екатерине Сергеевне Станкевич. У Василия был сын Илья, внуки Сергей Ильич и Иван Ильич. Сыном Ивана Ильича был наш герой.

Илья Васильевич Воронец (род. 2.8.1820, ум. 27.2.1867) женился уже на Пелагее Аполлоновне Станкевич. Они жили в Богородицком, Илья к основному храму в 1861 г. пристроил придел в честь Николая Чудотворца. Оба похоронены на Богородицком кладбище.

Следующий, Сергей Ильич (род. 31.5.1857, ум. 3.2.1919), статский советник, дорогобужский земский деятель, был женат на Марье Дмитриевне Станкевич (дочь Дмитрия Александровича Станкевича). Проживал в Богородицком, а имение оставалось за женою.

Брат Сергея Ильича – Иван Ильич (род.1858, ум. 13.5.1898), похоронен на Богородицком кладбище. Учился на медицинском факультете университета, но вынужден был оставить учебу, был чиновником в Могилеве. Жена – Анна Антоновна (род. ок. 1853, ум. 1925), была классной дамой в Смоленской гимназии, после смерти мужа -  служащей винной лавки в Могилеве, позднее домохозяйка. У них было 4 детей, дочери Елизавета, Елена, Евгения, и сын Иван.

Иван Иванович  родился 8 сентября 1892 года в г. Дорогобуже. В 1904 г. поступил в кадетский корпус в Нижнем Новгороде («куда попал на стипендию Севастопольцев, т.к. мать дочь убитого в Севастополе офицера»). В 1913 г. был не выпущен из корпуса, а исключен («за грубость и оскорбление офицера-воспитателя был исключен и было разрешено держать экзамен экстерном за 7-ой класс»). В том же году поступил вольноопределяющимся (т.е. рядовым) 159-го пехотного Гурийского полка 40-й пехотной дивизии в Могилеве.

В 1914 г. началась I мировая война, полк ушел на фронт, в 1914-1915 гг. участвовал в Восточно-Прусской операции и боевых действиях на польской территории. В боях Иван Иванович получил 2 ранения в 1914 и 1915 гг., в предплечье и в голень. Произведен в чин прапорщика.

 

1-я мировая война,  И.И. Воронец в 1 ряду 2-й слева, дежурный по полку.

В 1916 г. Воронец окончил Киевскую школу летнабов (летчиков-наблюдателей). Летнаб – 2-й номер в экипаже самолета, он прокладывает и отслеживает курс, ведет огонь и сбрасывает боеприпасы, заменяет авиамеханика. В современной классификации – штурман или летчик-штурман.

В августе 1916 г. в войну на стороне Антанты вступила Румыния, но ее войска были разгромлены Центральными державами, и чтобы прикрыть направление в конце 1916 г. был создан Румынский фронт русской армии (4-я, 6-я и 9-я армии). На Румынском фронте действовал 4-й армейский авиационный отряд (дивизион), в котором штабс-капитан Иван Иванович Воронец был летчиком-наблюдателем. После революционных событий 1917 г. Воронец избирается членом Солдатского Комитета и принимает участие в выводе 4-го авиационного отряда из Румынии в Россию.

15 марта 1918 г. Воронец за подписью командира 4-го авиационного дивизиона  выправляет удостоверение: «… летчик-наблюдатель 4-го Армейского Авиационного отряда бывший шт:–капитан ВОРОНЕЦ Иван Иванович следует ввиду демобилизации к месту жительства г: Смоленск и Дорогобуж См. губ. …»

В октябре 1918 г. добровольно вступил в Красную Армию. Служба проходила в 6-й армии Северного фронта, против белогвардейцев и английских интервентов. До конца 1918 г. Иван Иванович летчик-наблюдатель 2-го авиационного отряда Костромской авиационной группы, 18-го авиаотряда 6-й армии (авиационный отряд включал несколько самолетов); в 1919 г. начальник 6-го авиационного поезда – мастерской – склада (т.е. авиаремонтного поезда) полевого управления авиации и воздухоплавания 6-й армии Северного фронта.

Участие Воронца в боях с английскими интервентами отражено в рассказе Василия Резника «Крылья над севером», опубликованном в 7 номере детского журнала «Искорка» за 1974 г.

С 1918 г. в группе сочувствующих РКП(б), в 1919 г. парторганизацией 6-й армии Северного фронта принят в члены партии.

1 июня 1919 г. в возрасте 27 лет вступил в брак с гражданкой г. Вологды Евдокией Андреевной Костылевой, 20 лет (1899-1957). Сочетались браком в церкви г. Вологды. В будущем Евдокия Андреевна - актриса Малого театра в Москве. В 1937 г. у них родился сын Андрей.

С декабря 1919 г. по июль 1921 г. Иван Иванович в боях с белогвардейцами на Юго-Восточном и Кавказском фронтах, командир 2-го авиапарка. Затем до конца 1921 г. -  начальник 2-го авиапоезда.

С декабря 1921 г. по сентябрь 1922 г. - начальник 4-й авиационной базы Туркестанского фронта, который боролся с басмачеством, помощник начальника авиации фронта. Иван Иванович выбывает из партии – «выбыл из партии автоматически при переезде на Турк. Фронт».

С сентября 1922 г. июль 1924 г. – начальник 3-й авиационной базы Северо-Кавказского военного округа.

С июля 1924 г. по май 1925 г. – секретарь спортивной секции (с оставлением в кадрах ВВС) общества «Добролёт» (Российское общество добровольного воздушного флота, занимавшееся авиаперевозками). Иван Иванович Воронец в дальнейшем еще дважды будет направлен в военно-спортивные структуры, у истоков которых он находился.

В дальнейшем служба Ивана Ивановича проходила в авиационных частях Московского военного округа. Практика Гражданской войны определила его тыловую (интендантскую, инженерно-авиационную) специализацию. На высшие курсы и в военную академию его не направляли, и это ограничивало перспективы служебного роста. Последнее военно-учебное заведение, оконченное Воронцом - курсы начальников артиллерийских частей при Серпуховской авиашколе воздушного боя ВВС К.А. Слушатель  И.И. Воронец закончил ее с хорошими оценками.

С мая 1925 г. по конец 1926 г. Воронец – начальник артчасти 7-й истребительной авиаэскадрильи МВО.

С 1927 г. по май 1929 г. – начальник техчасти, помощник командира по МТО 26 авиапарка МВО.

В мае 1929 г. – феврале 1931 г. – командир 40-го авиапарка МВО.

С февраля 1931 г. по август 1933 г. – помощник начальника 7-й авиашколы (военной школы летчиков) по МТО.

Затем начался некоторый служебный рост. В августе-сентябре 1933 г. Воронец – начальник сектора (отделения) управления военно-учебных заведений  ВВС Красной Армии.

С октября 1933 г. по апрель 1936 г. – помощник командира по МТО 208 авиабригады, затем 23 авиабригады МВО.

14.3.1936 г. присвоено воинское звание «интендант 1 ранга» (эквивалентно армейскому полковнику).

В 1936 г. – помощник начальника отдела снабжения горючим МВО.

С ноября 1936 г. по ноябрь 1940 г. Воронец работает в системе «Осоавиахим»а (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству, предшественник ДОСААФ) на должностях помощника по МТО (начальника парка) Центрального аэроклуба им. В.П. Чкалова, начальника авиационного снабжения Главосоавиахимснаба и начальника Управления делами Центрального совета общества. Откомандирование в состав Общества происходило по решению сверху, в Общество переводилась на укрепление 1 тысяча человек, в том числе военные, но с оставлением в кадрах (в резерве) Красной Армии. В декабре 1938 г. над Воронцом сгущаются тучи, следуют обвинения от органов НКВД и арест, но с заменой Ежова Берией Иван Иванович Воронец был освобожден.

В феврале 1938 г. награжден медалью «XX лет РККА».

В первые месяцы Великой Отечественной войны Воронец помощник начальника по МТО 2-й Московской Военно-авиационной школы авиамехаников спецслужб ВВС (ноябрь 1940 г. – сентябрь 1941 г., Тушино).

По семейному рассказу, И.И. Воронец лично участвовал в одном из вылетов, самолет был сбит, и ему пришлось переходить линию фронта.

4 сентября 1941 г. получает назначение помощником начальника Военно-Воздушной академии командного и штурманского состава ВВС КА по МТО (Монино).

Но уже 10 сентября 1941 г. Воронец - начальник Монинского аэродрома специального назначения № 2 ВВС КА (до 18 сентября 1943 г.) и одновременно с 14 сентября как старший воинский начальник по месту дислокации - начальник Монинского авиагарнизона (до 12 марта 1942 г.). Монинский аэродром находился в подчинении командующего ВВС МВО. С начала войны и до октября 1942 г. аэродром обслужил 37 авиационных полков, которые совершали боевые вылеты или перелетали на фронт, транспортировали грузы и личный состав. Им требовались тысячи тонн авиабомб, бензина, миллионы патронов и снарядов, ежедневно следовало обеспечить питанием до 3,5 тыс. летчиков и авиаспециалистов.

Из служебной характеристики от 3.11.1942, подписанной командующим ВВС МВО генерал-майором Н. Сбытовым на начальника Монинского аэродрома И.И. Воронца:

«…под его непосредственным руководством монинский аэродром хорошо справился с обеспечением авиации Главного Командования и авиации дальнего действия. За особые заслуги по обеспечению авиации резерва Главного командования и специальных заданий тов. ВОРОНЕЦ награжден орденом «Красная Звезда» и представлен ко второму ордену».

За образцовое исполнение заданий командования И.И. Воронцу присваиваются воинские звания полковника (29.10.1941) и генерал-майора интендантской службы (25.3.1943); он дважды награждается орденом «Красная Звезда» (24.2.1942, 23.11.1942).

 

1942 г., с сыном Андреем.

Член ВКП(б) с ноября 1942 г. В дальнейшем Воронец проходит службу в ВВС МВО. 1 августа 1944 г. награжден медалью «За оборону Москвы».

С 1 мая 1944 г. по октябрь 1945 г. И.И. Воронец в системе Главного управления гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ), заместитель начальника Управления воздушной магистрали Москва - Уэлькаль. Из аттестационного листа на И.И. Воронца, подписанного нач. Управления ВММУ генерал-лейтенантом А.А. Авсеевичем, октябрь 1945 г.: «…  проявил большую инициативу и настойчивость в деле выполнения задания правительства по организации строительства воздушной трассы Красноярск-Уэлькаль и перегонки боевых самолетов из США для Красной Армии… значительно снизились летные происшествия при перегонке самолетов по трассе и успешно выполняются планы строительства трассы…»

И.И. Воронец был также награжден орденом Красного Знамени (3.11.1944, за выслугу в 20 и более лет); орденом Ленина (22.2.1945, за выслугу в 25 и более лет; медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (21.6.1945); орденом Отечественной войны 1-й степени (18.8.1945, за выполнение задания по воздушной магистрали Москва – Уэлькаль).

К осени 1946 г. Воронец – командир 12-й авиационно-технической дивизии, которая включала тыловые части ВВС.

Из ВВС в  октябре 1946 г. вновь «в счёт 1000» передан в оборонное общество «Осоавиахим», начальник Управления производства и снабжения Центрального совета Осоавиахима. Осенью 1948 г., с разделением Осоавиахима на структуры ДОСАРМ, ДОСАВ и ДОСФЛОТ был передан в ДОСАВ (Добровольное общество содействия авиации СССР), на должность заместителя председателя Центрального совета по материально-техническому снабжению.

Около 1948 г. награжден 2-м орденом Красного Знамени.

В августе 1951 г. три упомянутые выше общества были объединены в ДОСААФ СССР.

В свидетельстве о болезни И.И. Воронца от 7 сентября 1951 г. содержится заключение «негоден к военной службе с исключением с учета». В октябре 1951 г. Воронец был освобожден от должности в ДОСАВ и откомандирован в распоряжение Управления кадров ВВС Советской Армии. Затем, видимо, последовало увольнение в отставку.

Умер в 1967 г. Похоронен рядом с женою на кладбище Донского монастыря в Москве.

Такая интересная судьба. Дорогобужский дворянин, участник трех войн; один из деятельных руководителей тыла ВВС в Великую Отечественную войну; человек, стоявший у истоков советских оборонных обществ.

Автор благодарит Наталью Алексеевну Воронец, поделившуюся рассказами и фотокопиями документов из семейного архива.

В.А. Прохоров, зав. научно-экспозиционным отделом музея

Назад

МБУК «Дорогобужский музей»

Тел.: +7 (48144) 4-11-91
E-mail: dormuseum@mail.ru


 
Мы ВКонтакте

Анонсы мероприятий и выставок               

 

 

 

 

 

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дорогобужский историко-краеведческий музей», 2024

 

Web-canape — создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика

Главная | Карта сайта | Интернет-приемная

Адрес: 215710, Смоленская область,
г. Дорогобуж, ул. Пушкина, д.9
Телефон: (48144) 4-11-91
dormuseum@mail.ru