Интервал между буквами (Кернинг):
Дорогобужане - участники операции по взятию Кенигсберга
09.04.2020
Предыдущий материал был посвящен операции по взятию Кенигсберга 6-9 апреля 1945 года войсками 3-го Белорусского фронта под командованием Маршала Советского Союза А. М. Василевского. Она являлась важнейшей частью крупной стратегической операции, получившей название Восточно-Прусской, в ходе которой были разгромлены значительные группировки фашистов.
Наш рассказ о дорогобужанах - героических участниках штурма Кенигсберга.
ГЛАЗКОВ Иван Васильевич
Иван Васильевич Глазков родился 29 сентября 1921 года в городе Дорогобуже. В 1940 году был призван в ряды Советский Армии. Службу начал в г. Рига в 281 стрелковой дивизии солдатом-радистом. С августа 1941 года по апрель 1942 года воевал в блокадном Ленинграде. В январе 1943 года началась операция «Искра» по прорыву вражеской блокады Ленинграда. С декабря 1943 года Иван Васильевич Глазков в составе 961 отдельного батальона связи воевал на Ленинградском фронте. Здесь получил первую награду – медаль «За оборону Ленинграда».
В октябре 1944-го с Белорусским фронтом под командованием Рокоссовского батальон участвует в боях за взятие города Мариенбург, и за активное участие в боевых действиях 961 батальон связи получает наименование «Мариенбургский».
Отдельный батальон постоянно менял пункт дислокации, его перебрасывали туда, где требовалось вести линию. Связистов на войне называли «ушами» командиров, линейными надсмотрщиками. Передвигаясь с места на место по фронтовым дорогам, налаживали связь, свертывали, снова налаживали.
В частях и соединениях 116-го стрелкового корпуса, в состав которого входил 961 батальон связи, уже в декабре 1944 года шла подготовка к решающим боевым действиям в районе Восточной Пруссии. Глазков И.В. участвовал в боях по освобождению Латвии, Эстонии, Польши. Был участником штурма города-крепости Кенигсберг. С 7 по 15 мая 1945 года участвовал в боях по ликвидации отдельных групп немецких войск на островах Северного моря.
Имеет награды: орден «Красная звезда» (1945), орден «Отечественной войны II степени (1985), медали «За оборону Ленинграда» (1944), «За взятие Кенигсберга» (1945), «За победу над Германией» (1945), юбилейные медали.
Из наградного листа Глазкова И.В.: «В период наступательных операций в Польше, Восточной Пруссии и Германии, с 14 января 1945 г. обеспечил командованию телеграфную связь КП СД КП 116 СК. Обученный им взвод морзистов под его руководством за указанное время не допустил случая задержки телеграмм. Тов. Глазков, отлично владея своей специальностью, неоднократно сам передавал срочные и важные шифровки. Благодаря его заботе, старанию и напористому труду обеспечена командованию бесперебойная связь, что дало возможность управлять войсками.» Командир взвода 961 отдельного Мариенбургского батальона связи 116 стрелкового корпуса 2-го Белорусского фронта лейтенант Глазков И.В. был награжден орденом «Красная Звезда», приказ от 10 мая 1945 года.
Иван Васильевич Глазков демобилизовался в апреле 1947 года, вернулся в родной город. Преподавал физику в Дорогобужской средней школе №2, работал директором Дорогобужского детского дома, директором Дорогобужской средней школы №2. Активно участвовал в общественной жизни Дорогобужского района, неоднократно избирался депутатом Дорогобужского районного Совета депутатов, городского Совета депутатов.
Гвардии майор запаса (отставки), ветеран труда, Почетный гражданин Смоленской области, Глазков Иван Васильевич и сейчас постоянно встречается со школьниками и молодежью, передавая им свой богатый жизненный опыт.
P.S. Удивительные находки открываются в сети Интернет! Работая над материалом об И.В. Глазкове, я нашла статью десятилетней давности, напечатанную в областной газете «Пенсионер» Свердловской области (№ 18 от 3 мая 2010 г.) «Связь – это нервы войны». Автор В.Скакунов, полковник запаса, рассказывал о воине, служившем в том самом батальоне связи, где командиром взвода был наш Иван Васильевич! И пусть имя нашего земляка упоминается только раз, статья дает возможность почувствовать атмосферу во взводе, увидеть окружение, ощутить тяготы войны. Судите сами.
«Связь – это нервы войны. Любой войны. Не стала исключением и Великая Отечественная, где незаметные, лишённые пристального внимания фронтовых корреспондентов воины-связисты делали свою такую неяркую, но крайне необходимую работу. Идёт время, но не меркнет подвиг героев той войны.
В январе 1943 года началась операция «Искра» по прорыву вражеской блокады Ленинграда. Именно с неё началась для воинов Ленинградского и Волховского фронтов долгая, но славная дорога на запад.
Была она трудная, сложная, кровавая, и о нескольких эпизодах с участием воинов-связистов я и хочу рассказать читателям газеты «Пенсионер». Уже в декабре 1944 года в частях и соединениях 116-го стрелкового корпуса шла подготовка к решающим боевым действиям в районе Восточной Пруссии, при этом особое внимание уделялось прибывавшему пополнению.
Известие о пополнении взвода морзистов принес командир штабной роты капитан Боровик. Девушки заволновались, каждая высказывала свои предположения. Все хотели видеть бывалых, закаленных в боях связисток. Если прибывшие без боевого опыта, не понюхавшие пороха, трудно будет всем. Придется уяснить им, что фронт — не родной дом с теплой печкой. Пусть сразу готовят себя к испытаниям и трудностям фронтовой жизни.
Появление Петра Квятковского по взводе морзисток всех удивило и вызвало немало кривотолков: почему в девичьем взводе будет служить мужчина? Связисты других подразделений завидовали, в шутку поговаривали: «Ну попал ты, Петя, в малинник». И ждали, что он долго не задержится там. Но Квятковский оказался на редкость уживчивым парнем и очень дорожил военной специальностью телеграфиста-морзиста. Его покладистый характер, незлобивость и природная смекалка нравились всем и вполне устраивали командира взвода лейтенанта Глазкова.
Связистам штабной роты пришлось смириться с таким положением, и вскоре их деловые контакты наладились. Квятковский умел быстро найти обходной канал связи для передачи срочных телеграмм, заменить телефонистку в часы большой нагрузки и ведения переговоров по прямому проводу, дать полезный совет товарищам. Авторитет молодого телеграфиста рос, и к его советам прислушивались. Однажды в экспедицию телеграфа поступила срочная шифрограмма до 500 слов, которую требовалось немедленно передать дивизиям, то есть в три направления.
Обстановка усложнилась: встал вопрос, как передать шифрограмму сразу на все направления с одного экземпляра? Передать поочередно - уйдет много времени на передачу, приказ не будет выполнен. Только на одно направление потребуется больше часа.
Дежурный по связи Федор Семенец и телеграфистки-морзистки вспомнили смекалистого парня, побежали к нему: «Выручай, друг! Придумай, сообрази, как быстрее передать приказ».
Петя Квятковский энергично, но с достоинством ушел на «кросс» к механику Саше Пальчевскому и технику телеграфа Михаилу Мальцеву. Петр предложил передать им шифрограмму циркулярно. Разговор был недолгим, и работа сразу закипела: проверяли параметры линий связи, добавляли и убавляли напряжение, вскоре доложили: «Готово, передавай!»
Такой вид передачи практиковался только в классных условиях, где всё было в миниатюре и, как говорится, все под рукой. Циркулярная передача с одного ключа на три направления в боевой обстановке и значительной протяженности линий связи осуществлялась связистами 961-го отдельного Мариенбургского батальона впервые, что сократило время передачи втрое. Начальник связи 116-го стрелкового корпуса подполковник Ковнут объявил благодарность дежурной смене телеграфа за отличную работу и находчивость...
Обладая приятным голосом, Петя Квятковский подружился с Юрой Чарушниковым – неплохим аккордеонистом. Их связывала не только фронтовая дружба, роднила и известная в Сибири и на Урале река Тура: Квятковский родился и жил в Тюмени, а его друг – в деревне Косья, тоже недалеко от этой реки. В свободные минуты они устраивали импровизированные концерты: пели фронтовые песни, частушки, смеялись и шутили.
Наступало кратковременное облегчение: как рукой снимало усталость и нервное напряжение, и откуда-то из глубины всплывала энергия, которая давала им силу идти дальше на запад! Петя Квятковский и Юра Чарушннков до конца службы были вместе. Квятковский в память о совместной службе купил и подарил другу новый аккордеон взамен фронтового, видавшего виды инструмента!
И в жестоких боях с врагом крепла комсомольская, фронтовая дружба, но тяжело вспоминать тех, кого потеряли. Петя Квятковский смотрит на притихших девчат, и кажется, что среди них видит он и отважную связистку Дусю Павлову из города Шуя Ивановской области. Ценой своей жизни она спасла его от верной смерти: Дуся прикрыла контуженного Петра от осколков разорвавшегося вблизи снаряда, но сама получила смертельную рану,
Спустя 38 лет на встрече боевых друзей он скажет, что живет не свою жизнь, а обязан замечательной боевой подруге Дусе Павловой. Он хорошо помнит тот тяжелый бой 1943 года при прорыве блокады Ленинграда со стороны Волховского фронта. В этих операциях П.А. Квятковский принимал непосредственное участие, но в другой воинской части. 961-й отдельный батальон связи прибыл к городу Ленина с Урала в то же время. А в январе 44-го Пётр стал участником снятия блокады и полного изгнания врага с территории Ленинградской, Псковской областей и Эстонии в составе 961-го Мариенбургского отдельного батальона связи...
Немало интересного можно рассказать о жизни этого человека. После окончания школы ФЗО по специальности телеграфиста-морзиста он получил диплом с отличием. За время службы награжден неоднократно.
В 40 лет Петр потерял зрение: травматическая катаракта. С 1952 по 1965 годы он шесть раз мгновенно терял зрение, но сердечные приступы и госпитализация не сломали его волю. Он, как на фронте, оставался несгибаем перед трудностями.»
РУСАКОВ Афанасий Николаевич
Афанасий Николаевич Русаков родился 5 июня 1910 г. в д. Подхолмица Дорогобужского уезда Смоленской губернии.
Окончил 9 классов Дорогобужской школы 2-й ступени в 1929 г. Экстерном окончил Дорогобужское педагогическое училище по специальности методика и педагогика в 1938 г.
В 1929-1930 гг. - инструктор Дорогобужского райисполкома, председатель союза строителей (г. Дорогобуж), заведующий Кузинской библиотекой. В 1930-1931 гг. председатель колхоза (с. Болдино).
Учитель Болдинской школы (1931-1932 гг.), заведующий Княщинской начальной школой (1932-1941).
Призван 6 июня 1941 г. Дорогобужским РВК. Курсант Смоленского артиллерийского училища, г. Ирбит (07.1941-02.1942). Член ВКП(б) с 1943 г.
Военная служба: 1095 пушечно-артиллерийский полк 2-й гвардейской армии (02.1942-05.1944, командир взвода управления, начальник разведки полка, помощник начштаба полка), 150 пушечно-артиллерийская бригада (05.1944-05.1945, помощник начштаба бригады). В составе полка (бригады) воевал на фронтах: Сталинградском, Донском, 4 Украинском, 1 Прибалтийском, 3 Белорусском. Участник штурма города-крепости Кенигсберг.
Лейтенант (1942), старший лейтенант (6.03.1943), капитан (13.10.1943), майор (15.02.1945).
В боях под Сталинградом был ранен 29 декабря 1942 г. в районе Котельникова.
Демобилизован в 1947 году.
После войны работал заведующим Подхолмицкой начальной школой (1947-1951), председателем колхоза «Советский путь» Слободищенского сельсовета Дорогобужского района (1951-1961), секретарем парторганизации совхоза «Шульгинский» (1961-1963). С 1963 г. директор Дорогобужского детдома.
Награды: орден Отечественной войны I и II ст., орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией». В 1958 г. награжден орденом Ленина.
Ниже представлен Наградной лист А.Н. Русакова - представление к награждению орденом "Красная Звезда":