Интервал между буквами (Кернинг):
Год педагога и наставника. "И сколько б ни было нам лет, учителей мы не забудем"
04.10.2023
Музейные материалы, посвящённые Году педагога и наставника, пополнились новыми воспоминаниями о школах, учителях, годах детства и юности. Сегодня о своей первой учительнице рассказывает житель деревни Усвятье друг нашего музея Любовь Яковлевна Дулина.
Тема школы никогда не уходит из моей жизни. Но осенью она особенно волнует меня: то увижу детей, которые идут на занятия, то услышу школьный звонок. Да и вообще немало поводов подумать о школе. И вот теперь, накануне Дня учителя, я мысленно вернулась в далекое время середины ХХ века, когда я сама со своими сверстниками сидела в классе, ходила «на картошку», собирала металлолом, участвовала в пионерских сборах, школьных вечерах.
Подумать только: с той поры прошло больше 50 лет! А всё помнится: и одноклассники, и учителя.
Моей первой школой была Волковская начальная. Сейчас не все в районе знают даже о самой деревне Волково. И уж совсем единицы помнят, что там когда-то была школа. А она была! По данным наших краеведов Владимира Прохорова и Юрия Шорина, Волковскую школу открыли в 1903 году. Они пишут об этом в книге «Дорогобужская старина». Я же – свидетель того, что она работала и после войны. Я пошла туда в первый класс в 1951 году.
Волковская начальная школа располагалась невдалеке от самой деревни. Это был небольшой деревянный домик, куда по утрам из окрестных деревень гуськом с холщовыми сумками вместо портфелей шли на занятия дети.
Здесь работали учителя Николай Павлович и Александра Денисовна Клименковы и Фаина Ивановна Дулина - Антонова.
Именно Фаина Ивановна стала моей первой учительницей. Это моя мама. И то, что именно она вводила меня в школьную жизнь, меня не удивляло. Я привыкла к тому, что мама всегда учила меня всему-всему. Так почему бы ей не учить меня и школьным предметам?
С мамой, с одной стороны, было легко. Я всё понимала. Но и сложности тоже имелись: надо было называть её по имени-отчеству, привыкнуть к повышенной требовательности. Поблажек мне Фаина Ивановна не делала! Но вообще это хорошо – учиться у своей мамы. С годами в этом убеждаешься всё больше. Ведь те начальные классы как бы увеличивают «объём воспоминаний» о самом дорогом человеке.
Начинались мои школьные годы среди довольно большого количества детворы. В послевоенное время детей училось много, и мне казалось, что мы учимся в одном классе. Только за одним рядом парт делали одно задание, а за соседним – другое.
Помню особенность того времени: на партах непременно должны были лежать счетные палочки: по десятку – до ста. Их делали из лозовых прутиков. Ещё обязательны были чернильницы и ручки с перышками, которым мы придавали особое значение. Чернила надо было развести так, чтобы получалось меньше клякс. Ручку с пером хранили бережно. А как же! От пера зависело наше чистописание, а оно, в свою очередь, вырабатывало почерк. Как сейчас помню, с каким старанием, нажимом мы выводили каждую букву. Много лет у нас дома хранилась тетрадь Митиной Нины, одной из лучших учениц Фаины Ивановны. Учительница хранила ее как реликвию.
Мама помнила, наверно, всех своих учеников. И вообще у нас в семье часто говорили о школе. Мама рассказывала, как нелегко было в первые годы после освобождения Дорогобужа. Одежка у детей ветхая, обувка плохая, дети недоедали. В школе холодно – чернила замерзали. 1943 год – ещё не оправились после оккупации. Бумаги обычной не было, что уж говорить о тетрадях. Писали на любых клочках, даже между газетных строк. Но дети хотели учиться. И учителя не жалели сил.
Мама часто говорила о своих воспитанниках: этот сильный, в вот тот в учебе отстает. После занятий работа со слабыми учениками продолжалась. Спустя много лет я спрашивала Фаину Ивановну, почему она каждый день так долго с отстающими занималась. Ответ был таков: «Вот он не усвоил, не ответил вчерашнюю тему, а сегодня уже дано новое задание. С чем он завтра придет? В начальных классах у ребенка закладывается фундамент по основным предметам. С какими знаниями он попадет к другому учителю?»
Вот так ответственно работали учителя той поры. Им не было безразлично, как дальше будут учиться их воспитанники. Вот и работали всегда сверх расписания. Поэтому мои воспоминания о своей первой учительнице – горы тетрадей у керосиновой лампы, и мама все что-то пишет, пишет в этом полумраке. А когда у нас появилась большая лампа под потолком с большим зеленым абажуром, радости не было предела.
Нужно пояснить, что мы с мамой жили в этой же самой школе, в отведенной небольшой комнатке. До этого были на квартире у Ананьевой Шуры, школьной технички. Своего жилья у нас не было. А опыт работы у мамы уже был. До войны она окончила Духовщинское педучилище. Как и все, строила планы на будущее. Но война все перечеркнула. Оставшись без родителей (в деревне были немцы), она с младшей сестрой ушла вдоль берега Днепра в сторону Дорогобужского района. Они нашли пристанище в совхозе им. Фрунзе. А когда наш район освободили, маму назначили учителем в Волковскую школу. Там, как я уже говорила, они поначалу работали небольшим коллективом. Но однажды Александру Денисовну Клименкову перевели в Усвятскую школу, и Фаина Ивановна стала одна вести в Волкове 4 класса в две смены.
В 1956 году Волковскую школу закрыли. Мы переехали жить в Усвятье. К этому времени наша семья увеличилась. У меня появился братик Вова, который в своё время тоже попадет в 1-й класс к нашей маме. А пока свободного места в Усвятье не было, Фаина Ивановна ходила на работу в Семендяевскую среднюю школу, пока в Усвятье освободилось место учителя начальных классов. Там мама и работала много лет до ухода на пенсию.
Время делало своё дело, жизнь менялась к лучшему, но наши учителя оставались такими же ответственными, заботливыми, беспокойными – настоящими. Это я знаю и по своей маме, и по другим учителям, у которых мне посчастливилось учиться и которых я не забуду, сколько бы лет ни прошло после школы.
На снимках: 1. Учителя Семендяевской средней школы. 1957 год. Первая слева во втором ряду – Фаина Ивановна Антонова
2. Семендяевская средняя школа. Февраль 1957 года. В центре учителя Валерия Михайловна Горюнова и Фаина Ивановна Антонова
3. Учащиеся начальных классов Усвятской школы. Май, 1964 год.