Интервал между буквами (Кернинг):
Год педагога и наставника: "У меня не было плохих учителей"
31.08.2023
В конце августа, когда осень шлёт нам свои приветы в виде первых жёлтых листочков и прохладных утренних туманов, когда дети уже собрали портфели и приготовили к 1 сентября парадные одежды, россияне всех поколений невольно возвращаются мыслями в свои школьные годы.
Вот как А.П. Трошин вспоминает свои школьные годы:
У МЕНЯ НЕ БЫЛО ПЛОХИХ УЧИТЕЛЕЙ
Принято считать, что от первого учителя зависит то, как у человека сложится его школьная судьба. Наверно, это правильное мнение. Не случайно ведь все до глубокой старости помнят свою первую учительницу. Помню и я. Но получилось так, что за четыре года начальных классов у меня было четыре учительницы. И каждая из них в некотором смысле была первой. Мы просто не успевали привыкнуть к какой-то одной. Приходила новая – и мы воспринимали её как первую.
Я жил в деревне Полибино. В то время у нас была только начальная школа. Здание похожее на жилой дом. Мы все знали, что пойдём туда учиться, и ждали этого. Но вот со мной случилась незадача. Когда все мои сверстники стали первоклассниками, меня в школу не приняли: мне до 7 лет не хватало месяца. И пришлось ждать ещё целый год. Я, конечно, очень расстроился, потому что мне хотелось в школу со своими друзьями. И всю осень я бегал их встречать. Мне было интересно: что там происходит, чем ребята занимаются. Они рассказывали, а я завидовал.
За парту я сел почти восьмилетним. И оказался рядом со всеми деревенскими учениками – и старшими, и ровесниками. Такая школа была у нас – в одном помещении занимались сразу четыре класса. Это человек двадцать или чуть больше – дети из Полибина и Молодилова.
Учила нас Ширяева Александра Васильевна. Мы её хорошо знали, потому что она была наша, деревенская. Мы с ней и читали, и считали, и пели, и играли.
Мне в школе очень понравилось. И учительницы мы не боялись. С ней в классе было как-то уютно, по-домашнему. Вот только она даже до конца года не довела нас: она была пожилая, очень часто болела, пришлось ей оставить работу.
Александру Васильевну сменила Мария Андреевна. Её прислали из города. Она отработала в Полибине всего один год – вышла замуж и уехала. В третьем классе меня учила уже Ирина Ильинична, учительница из Дорогобужа. А заканчивал я начальную школу с Анной Ивановной Кашперовой. Очень строгая была учительница! Но это и хорошо, как я теперь понимаю.
Вообще о своих первых учителях не могу сказать ничего плохого. Все они нас любили, все добросовестно нас учили. Это проверила и подтвердила Болдинская школа, куда мы пришли в пятый класс. Несмотря на то, что мы каждый год, как говорится, переходили из рук в руки, знания у нас были хорошие. В учёбе мы не отставали от других. И учиться нам в Болдинской школе было не труднее, чем остальным.
После нашей маленькой Полибинской Болдинская школа оказалась совершенно другой. Там были и молодые учителя. Они проводили с нами много времени помимо уроков.
Мне запомнился наш знаменитый учёный Анатолий Петрович Лиферов. Правда, знаменитым он стал гораздо позже, а тогда был обычным учителем, вёл у нас физкультуру и старался всех нас, особенно ребят, приобщить к активным занятиям спортом. По его инициативе и с его участием, конечно, при школе оборудовали хорошую спортивную площадку. Занимались мы с удовольствием, в соревнованиях участвовали.
Да, на память об Анатолии Петровиче у меня остались гантели, которые он мне тогда подарил. Берегу их со школьных лет.
Жена Лиферова, Светлана Григорьевна, преподавала географию. Интересные уроки давала. И во всех затеях Анатолия Петровича участвовала. Мы много с этой учительской семьёй общались.
Ещё одна семья учителей – Петровы: Аркадий Яковлевич, директор, и Клара Митрофановна, математик. Это не просто преподаватели, но и очень хорошие педагоги, ответственные за детей, заботливые, По выходным они на лошади часто ездили по деревням, где жили ученики, посещали их на дому, встречались с родителями. В любую погоду – в дождь, в снег, в мороз. Со временем понимаешь, как это важно и что вообще это значило, для чего было нужно.
Время помогает на многое посмотреть как бы с другой стороны, о чём-то изменить мнение. Конечно, и со мной такое происходит. Но что остаётся неизменно, так это отношение к учителям. Мы их уважали. Они у нас были универсалы. Вот Валентина Николаевна и немецкому языку нас учила, и русский с литературой преподавала.
В деревне учителям часто приходилось вести дополнительные предметы. Теперь понимаю, что это не так уж просто, если не хочешь потом за своих учеников краснеть. Думаю, мы деревенских учителей не подводили. В Верхнеднепровской школе, куда пошли в 9-10 классы, мы учились вполне нормально.
С учителями нам тоже там повезло. Директор Олимпиада Николаевна, которую за глаза все звали Бабой Липой, о деревенских учениках особенно заботилась. Историк Селезнёв Павел Антонович – душа-человек. Физик Власов Виктор Яковлевич очень интересно преподавал. Надежда Алексеевна Викторенкова, химик, Вера Андреевна Романовская, литератор…
После моего выпускного прошло уже пятьдесят с лишним лет. Но и сейчас могу сказать: во всех школах, где я учился, у меня не было плохих учителей. Всех помню, всем благодарен.
Воспоминания записала Татьяна Белковская, зав. научно-экспозиционным отделом музея