Интервал между буквами (Кернинг):
Михаил Тухачевский: жизнь и судьба. Заседание Клуба любителей Дорогобужской старины.
05.04.2018
29 марта в Дорогобужском музее прошло заседание Клуба любителей Дорогобужской старины «Мифы и легенды о красном маршале. Михаил Тухачевский: жизнь и судьба». Заседание было посвящено 125-летию со дня рождения выдающегося советского военного деятеля, нашего земляка М.Н. Тухачевского (1893-1937).
Михаил Николаевич – из рода смоленских дворян Тухачевских, наш земляк-дорогобужанин, ведь он родился в Дорогобужском уезде. Первый советский маршал (получил это звание в числе первой пятерки), боевой офицер и превосходный полководец, выдающийся тактик и стратег, заместитель Наркома обороны и начальник Генерального штаба РККА; патриот с партийным билетом и интеллигентный человек.
Участники Клуба получили возможность ознакомиться с ключевыми моментами жизни маршала, включая его жизнь на Смоленщине. Их вниманию были предоставлены экспонаты Дорогобужского музея, слайды из экспозиции Сафоновского музея, хранящего подлинные вещи, принадлежавшие Тухачевскому.
Часто бывает так: чем выше поднимается человек в профессиональном и социальном плане, тем больше он вызывает зависти и злобы. Тухачевский был оболган, по большому счету, трижды.
В первый раз, по-крупному, в 1937 г. Был расстрелян как изменник Родины, шпион, вредитель и заговорщик. Свихнувшаяся сталинская репрессивная машина не щадила никого, военные кадры и Тухачевский не стали исключением. Чем выше стоял человек, тем показательней был пример, подтверждающий пресловутую теорию классовой борьбы.
Через 20 лет пришла посмертная реабилитация. Но одновременно появляются различные робкие версии о красном «Бонапарте» и мнимом заговоре военных против партийно-государственной верхушки.
Ближе к нашему времени было опубликовано множество подлинных документов о Гражданской войне, правдивых и не очень личных свидетельств. Вслед за ними появились публикации, содержащие спекуляции и откровенную клевету на М.Н. Тухачевского. На основе невнятных слухов и сомнительных свидетельств появляются инсинуации о происхождении рода Тухачевских, о его якобы личной трусости и жестокости, неумелом руководстве войсками, увлечении прожектерскими оружейными проектами. Большая часть этих утверждений прямо противоречит общеизвестным фактам, опирающимся на документы. Наиболее тяжелые обвинения в адрес Тухачевского – его признание в ходе следствия, приказы о применении химического оружия в Гражданскую войну, подавление кронштадтского и тамбовского восстаний. Признание и свидетельские показания вполне объяснимы, если знать о методах работы следственных органов НКВД. Первым в Гражданскую войну начало применять химическое оружие белое движение. Жестокость в Гражданскую войну была обоюдной, приказы по армиям красных и белых о расстрелах, каре за укрывательство оружия и повстанцев почти не отличались. Подавление тамбовского восстания отличалось особой жестокостью: при невыдаче бандитов и оружия в селениях вводился конвейер по массовому расстрелу заложников, затем брались новые заложники (Приказ Полномочной Комиссии ВЦИК №181). В этих «очистках» принимали участие красноармейцы, под приказом среди прочих подписей есть подпись командующего войсками Тухачевского. Работа Тухачевского курировалась комиссарами (в армии не было единоначалия), и непосредственное политическое руководство исходило от Полномочной Комиссии ВЦИК, которая была создана для ликвидации бандитизма в Тамбовской губернии. Председателем Комиссии был В.А. Антонов-Овсеенко, один из авторов большого террора (прокурор и нарком юстиции РСФСР в 1934-1937 гг.) В таких условиях трудно представить, что Тухачевский мог проводить собственную политическую линию, отличающуюся от государственного курса, при подавлении восстания.
В 1920–1930-х гг. под руководством Тухачевского обобщался опыт 1-й мировой войны, разрабатывалась стратегия и тактика ведения боевых действий с учетом новых условий, создавались новые виды вооружений и роды войск, все это проверялось учениями. Вызревали условия для следующей мировой войны, и Михаил Николаевич делал все, чтобы армия была к ней готова.
К сожалению, он погиб в разгар репрессий, в 1937 г., многие его начинания были приостановлены.
Если исходить из христианского понятия «грех», участие в кровавых и жестоких событиях Гражданской войны Михаил Николаевич Тухачевский искупил собственной смертью от рук палачей...