Интервал между буквами (Кернинг):
Сохранён благодаря Петру Барановскому...
26.05.2021
Бывая в Смоленске, стараюсь подойти к Петропавловской церкви, древнейшему памятнику архитектуры, ровеснику нашего Дорогобужа. Храм привлекает внимание своей строгой формой, ярким цветом кирпича – плинфы. Во время одного инфотура даже посчастливилось побывать внутри храма. А еще я знаю, что своим видом и состоянием он обязан нашему замечательному земляку – архитектору-реставратору Петру Дмитриевичу Барановскому.
30 лет назад, 26 мая 1991 года, вновь начались богослужения в этой церкви святых Петра и Павла, построенной в середине XII века по заказу Великого князя Смоленского Ростислава Мстиславича. Значительно пострадавшая от войн и времени, церковь была отреставрирована в 1962-1963 годах по проекту Заслуженного деятеля культуры РСФСР Петра Дмитриевича Барановского. В эти же годы им был также разработан технорабочий проект реставрации и осуществлены научно-реставрационные работы в Архангельской Свирской церкви XII века; в 1963-1964 годах проводились работы по исследованию, консервации и реставрации собора Ивановского монастыря XVII в. в г. Вязьме, осуществлялись работы по Болдинскому монастырю XVI в.
Вот что писала в 2003 г. об этом храме историк и краевед А.Т. Смирнова: «Церковь Петра и Павла – самый древний архитектурный памятник Смоленска. Была она построена в 40 или 50-е годы XII в. князем Ростиславом Мстиславичем, возможно, как загородный храм в местах княжеской охоты.
Во времена польского владычества над Смоленском Петропавловская церковь была превращена в униатский собор, а в 1675 г., после присоединения Смоленска к Москве, церковь вновь становится православным храмом.
Храм величественен и строг. Стены его сложены из плоского кирпича - плинфы. Мощный кубический объем с тремя полуцилиндрами – апсидами, – примыкающими с востока, увенчан двенадцатигранным барабаном. Внутри храма барабан купола поддерживают мощные арки, опирающиеся на четыре массивных столба. По своим художественным формам Петропавловская церковь являет собой типичный пример крестовокупольного храма, заимствованного из Византии.
Размеры храма невелики. Длина церкви с востока на запад (включая алтарные выступы) - 19,8 метра, ширина, с севера на юг 16,8 метра. Кубический массив храма расчленен лопатками (выступающими плоскими вертикальными полосами) с полуколоннами на три доли. Три алтарных полукружия украшены вертикальными поясками и поясом глухих ниш. Строги и суровы узкие оконные проемы и уступчатые входы-порталы в центре фасада.
Суровую гладь стен оживляют немногочисленные декоративные элементы: пояски узорной кирпичной кладки, аркатура (ряд декоративных кирпичных арок), декоративные кресты, фигурные нишки на барабане, узкие тяги (пояски). Первоначально здание с трех сторон было окружено галереей-усыпальницей, которая не восстановлена.
Внутри храма у западной стены, вверху располагаются хоры и помещение для князя и его свиты. На хоры ведет узкая лестница, устроенная в толще стены. Полы церкви были покрыты глазурованными плинфами обычных размеров. Полы же приделов устилались небольшими цветными, керамическими плитками различного полива. Ряд квадратных плиток по диагонали, а треугольные по гипотенузе имели цветные вкраплины: светлые по темному фону и, наоборот, темные по светлому фону».
История не сохранила имена зодчих XII века, а вот автора проекта реставрации с целью сохранения древнерусского шедевра называем с благодарностью – Пётр Барановский.