Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дорогобужский историко-краеведческий музей»
Версия для слабовидящих

Новости

Выставка художников-фронтовиков "Горькая память войны"

23.04.2020

Художественная виртуальная выставка «Горькая память войны»

Великой Победе посвящается...

        Все дальше в историю уходят события минувшей войны, но подвиг русского народа всегда будет жить в памяти человечества. Тема Великой Отечественной войны будет актуальной всегда, так как это целый пласт нашей отечественной истории, отражающий и великий героизм, и патриотизм, и великое терпение нашего народа. Великая Отечественная война, трагедией вошедшая почти в каждую семью, окончилась Победой советского народа против фашизма. Через эту самую масштабную в истории войну прошли миллионы людей: одни исполняли свой патриотический долг в боях, другие «ковали оружие Победы» в тылу. Немалую лепту в разгром фашизма внесли и наши земляки.

Из истории: Страшный удар городу был нанесен опустошительным вторжением немецко-фашистских захватчиков. В 1941 г. во время Смоленского сражения неподалеку от Дорогобужа 2,5 месяца проходила линия фронта. 25 июля 1941 г. большая часть города была сожжена во время бомбежки, а 8 октября гитлеровцы захватили его.

В годы Великой Отечественной войны Дорогобуж сохранил верность своим героическим традициям, на территории Дорогобужского района формировались и действовали знаменитые партизанские отряды «Дедушка», «Ураган», «Тринадцать». 15 февраля 1942 г. партизаны освободили от врага Дорогобуж и весь район. Город стал центром обширного партизанского края. Здесь возникло первое крупнейшее партизанское соединение Отечественной войны - 1-я Смоленская партизанская дивизия. Вместе с партизанами в тылу врага действовал 1-й гвардейский кавалерийский корпус генерала П.А.Бе­лова.

Более 3,5 мес. Дорогобуж и прилегающая к нему территория находились в руках партизан. Это был ярчайший пример воистину народной, Отечественной войны. Только перебросив значительные подкрепления, 8 июня 1942 г. гитлеровцы смогли вновь захватить город. В период оккупации многие дорогобужане погибли от рук карателей отряда В.А. Бишлера, действовавшего в городе и районе. 15 марта 1943 г., при приближении фронта к Дорогобужу, гитлеровцы вывезли городское население в город Молодечно. В этот же период фашистами были взорваны почти все дорогобужские храмы, а также сооружения Болдинского монастыря. 1 сентября 1943 г. Дорогобуж был освобожден войсками 312 стрелковой дивизии под командованием полковника А.Г. Моисеевского. От города остались только руины и пепелища, население практически отсутствовало.

Красноречивы цифры и факты: более восьми тысяч дорогобужан сражалось на полях Великой Отечественной войны, около шести тысяч воинов пало смертью храбрых в борьбе с фашизмом. Угнано в немецкое рабство более десяти тысяч человек. В братских могилах покоятся до восьми тысяч военнослужащих, погибших при защите и освобождении Дорогобужского края, и более четырех тысяч человек жертв оккупации – военнопленных, мирных жителей, партизан. За мужество и героизм, проявленные в боях с врагом, одиннадцать дорогобужан были удостоены звания Героя Советского Союза. Именами многих земляков и освободителей края названы улицы и переулки города.

Чем дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, тем ценнее становятся художественные произведения - свидетельства страниц нашей истории. С первых дней войны на фронт ушли многие художники. Они были солдатами и офицерами, танкистами и летчиками, партизанами и разведчиками, политработниками и корреспондентами. Многие из них не вернулись с войны. Те, кто вернулся, считали своим долгом оставить потомкам художественные свидетельства мужества и героизма нашего народа.

В фондах Дорогобужского районного историко-краеведческого музея хранится уникальная коллекция работ художников-фронтовиков. Работы эти выставляются не так часто - в основном к знаковым датам. Поэтому и говорят об этих полотнах, об их истории и об авторах, которых уже нет в живых, тоже не так часто, как следовало бы.  Вот почему в основу историко-документальной выставки «Горькая память войны» о земляках, внесших вклад в Победу в Великой Отечественной войне,  положены работы художников-фронтовиков. Выставка, приуроченная к 75-й годовщине Победы, - дань глубокого уважения и благодарности участникам войны, которые ценой собственной жизни защищали страну и вместе со всем народом одержали Победу. Цель выставки — формирование патриотического сознания, любви и уважения к истории России, привлечение внимание дорогобужан, прежде всего юных, к проблеме сохранения памяти о событиях Великой Отечественной войны.

На выставке «Горькая память войны» представлены работы художников-участников войны, среди которых земляки Александр Коробов, член Союза художников СССР, и Виктор Кожемякин, воины-освободители Карл Лопяло, член Союза архитекторов СССР, Валентин Бармин и Григорий Гамов. Все они были свидетелями и непосредственными участниками стремительных атак и боевых штурмов, тяжелых военных походов и кровопролитных сражений. За карандаш и краски брались в любую свободную минуту, писали по живым впечатлениям. Главное, что объединяет их работы, — искренность и страстность, сознание высокого патриотического долга, стремление показать бесстрашие русских людей и волю к победе.

В зарисовках Виктора Кожемякина - Дорогобуж мирный, довоенный, и город, переживший бомбежки и две оккупации, почти неузнаваемый: «Дорогобуж. 1940. Электростанция МТМ. Справа торговые ряды»; «Дорогобуж, ул. Карла Маркса. 5.07.1941»; «Колонна 1812 года в Дорогобуже на Валу. 1944»; «Дорогобуж. 1944. Развалины Успенской церкви, слева школа ФЗО»; «Дорогобуж, ок. 1944. На ремонте городской бани»; «Всё, что осталось от кинотеатра в г. Дорогобуже. 1944»; «Дорогобуж. 1944 г. На ремонте жилых домов по ул. Карла Маркса», «Сожженное немцами здание учительского института в Дорогобуже. 1944».…      

Коренные дорогобужане в каждом этюде смогут отыскать соответствия, знакомые городские места. Сохранившиеся наброски, рисунки, акварели военных лет хорошо передают атмосферу времени, позволяют понять, какой красивый город был безвозвратно утрачен в годы войны.

Григорий Гамов (1923-2003) в составе 312 стрелковой дивизии участвовал в боях под Волоколамском, был тяжело ранен под Ржевом в 1942 г. Затем служил в автосанроте. В Наградном листе – представлении к награждению орденом «Красная звезда» в мае 1945 г. отмечается его исключительная энергичность, дисциплинированность, знание в совершенстве своего дела. Когда выдавалась свободная минута, Григорий Иванович рисовал. Особенно ему удавались акварели. На выставке представлены два рисунка из серии «Братья Селиверстовы ведут огонь по пехоте противника из засады», поступившие в музей в 1988 г. Попытки сотрудников музея установить через ресурс «Память народа» судьбу братьев Селиверстовых, воинов 312 стрелковой дивизии, к сожалению, не увенчались успехом.

Профессиональный художник, дорогобужанин Александр Алексеевич Коробов (1905-1977) в 1941 г. был мобилизован и находился в рядах советской армии вплоть до окончания войны. После войны продолжал работать в Москве, участвовал в крупнейших выставках в СССР. Урон, нанесенный фашистами нашей Родине, руины, в которые были превращены многие города, подвергшиеся нашествию вандалов, в том числе и родной Дорогобуж, потрясли художника. Вот почему одновременно с творческой работой Александр Коробов много сил и внимания отдавал сохранению русского национального наследия, будучи одним из активных членов оргкомитета при создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Работа защитника памятников архитектуры, в которой он сотрудничал с другим выдающимся дорогобужанином – архитектором-реставратором Петром Дмитриевичем Барановским, способствовала занятиям живописью; из каждой командировки А.А. Коробов возвращался с новыми картинами и набросками, с новыми замыслами.

На выставке «Горькая память войны» представлены картина «Вечная слава» (1972) и портрет Дуси Симоновой (1976), комсомольского вожака. Другой портрет этой отважной партизанки работы А.Коробова в настоящее время демонстрируется в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе.

Музой, другом и помощником художника была его жена – Антонина Павловна Коробова, которая и сейчас уделяет много усилий для пропаганды творчества А.А. Коробова. Антонина Павловна – фронтовик, кавалер многих наград, в сегодняшней России она стала символом солдата-победителя в Великой Отечественной войне.

Дорогобужский музей много лет сотрудничает с этой удивительной женщиной, заражаясь ее жизнелюбием и энтузиазмом. От жены художника в дар музей получил его дневники и личные вещи: предметы одежды, этюдник, с которым он не расставался, кисти и краски. Эти предметы удачно дополняют проводимые музеем выставки земляка.

Питаемое великим источником, имя которому - народная культура, творчество Александра Алексеевича Коробова несет в себе глубоко патриотические, гражданские чувства, учит любить, ценить и оберегать историческое наследие наших предков.

Карл Карлович Лопяло (1914-1979) воевал с июня 1941 г. на Западном фронте, участвовал в боевых операциях под Оршей и Рудней, под Витебском и Смоленском, под Москвой и Можайском, сначала в 16-й, затем в 11-й Гвардейской армии. В это время произошло для него очень памятное событие. В лесу под Дорогобужем осенью 1941 г. Карл Карлович дважды встретился со своим отцом — добровольцем московского ополчения, комиссаром отдельного разведбатальона, так и не вернувшимся с фронта домой. От этих встреч остались несколько фотографий и портрет отца, нарисованный на бересте за неимением бумаги. Во время войны на фронте и в госпитале Карл Карлович много рисовал тушью, карандашом, акварелью, оформлял журнал «Гвардеец-связист».

П.Д. Барановский, любитель и знаток древнерусской архитектуры, выдающийся реставратор, энтузиаст сохранения памятников, был человеком неутомимым в своей профессии, к которой привлек и Карла Лопяло. Их творческая дружба, начавшись на рубеже 40 — 50-х годов с совместной работы в архитектурно-археологических экспедициях, в дальнейшем не прерывалась до конца жизни. П. Д. Барановский придал деятельности Карла Карловича специфическое направление, позволяющее совместить дарование художника-архитектора с любовью к материальному культурному наследию, воплощенному в творениях русских зодчих.

По его просьбе Карл Карлович выполнял прекрасные рисунки-реконструкции, акварели, целые панорамы памятников Москвы. Совместно с Петром Дмитриевичем неутомимо производились исследования, обмеры, графические фиксации разнообразных сооружений города. Его творческое кредо определилось четко: «Единственный вывод: работать и работать. Писать, рисовать и реализовывать свои замыслы в материале. Как можно больше. Портреты современников — рисовать всегда, где придётся…».

В экспедиции с П.Д. Барановским в Болдино в 1964 г. наряду с реконструкциями Болдинского монастыря Карл Карлович создает целую галерею — более сорока портретов партизан для местного краеведческого музея. Болдино в годы Великой Отечественной было одним из центров партизанской борьбы с оккупантами, поэтому в марте 1943 г., отступая, враги взорвали основные постройки монастыря, любимого детища Барановского. Приезжая в Болдино, Петр Дмитриевич непременно общался с бывшими партизанами, очень уважительно к ним относился. Создание серии портретов партизан Дорогобужского партизанского края – дань памяти отважных патриотов, вставших на защиту Родины, порой ценой собственной жизни. К сожалению, сами портреты в Болдине долго находились в сыром помещении, затем увезены в Москву. Благодаря ученику П.Д. Барановского, Александру Михайловичу Пономареву в Дорогобужский музей портреты поступили в оцифрованном виде, не раз были показаны на различных выставках в музеях области.

На выставке «Горькая память войны» демонстрирунтся лишь часть портретов партизан и  партизанских вожаков. Карл Лопяло писал их по фотографическим снимкам, а многих бывших партизан – с натуры.

…Ушли из жизни герои, изображенные на портретах, но благодаря художнику всегда будут напоминать нам о трагедии войны.

Валентин Александрович Бармин (1915-2000) родом из Перми - одного из крупнейших промышленных центров страны. Окончил среднюю школу, Пермское художественное училище, одно из старейших в стране. Оно дало хорошую профессиональную подготовку молодому художнику. Дипломная картина В. А. Бармина «Взятие Кунгура» была приобретена Пермской Государственной картинной галереей.

Великая Отечественная война оставила свой глубокий след в жизни и творчестве Валентина Александровича. В 1941 г. он работал на оборонном заводе в Перми, а в 1942 г. после учебы в Омском пехотном училище прибыл на Волховский фронт. Командовал минометным взводом 25-го стрелкового Островского Краснознаменного полка 44-й стрелковой Чудовской Краснознаменной дивизии 4-й Армии. Его художественные способности были востребованы и на войне. Молодого офицера перевели топографом полка. Повседневно бывая в боевых подразделениях, Бармин проводил большую работу с офицерским составом по изучению топографии. Участвовал в освобождении от фашистов Новгородской, Псковской областей, Эстонии, Латвии. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда». Войну закончил в Курляндии в 1945 году.

После войны Валентин Александрович участвовал в проектном конкурсе по созданию мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве. На фронте в минуты затишья офицер рисовал передний край, делал наброски с натуры солдат и офицеров, передавал то, что видел, ничего не придумывая. И после войны всё свободное время Валентин Александрович отдавал художественному творчеству. Многие десятилетия его жизни были посвящены созданию ряда картин и циклов о подпольщиках, партизанах, тружениках тыла. Его называли художник-меценат, так как он многие из своих картин дарил музеям и библиотекам Смоленской, Псковской, Новгородской, Ленинградской, Витебской областей.

На выставке представлено шесть работ художника: «Верность. Подвиг Героя Советского Союза Клавы Назаровой» (1974), «На фронтовой дороге» (1972); «Партизаны у железной дороги. Ожидание» (1971); «Отвага. Побег из концлагеря» (1972); «Ни шагу назад!» (1974); «Освобождение» (1954).

Ценность этих работ - в возможности увидеть Великую Отечественную войну через призму восприятия её непосредственного участника:

Художник на войне запомнит краски 

И выложит их позже на мольберт:

Тревожный миг атаки без огласки,

И кем-то неотправленный конверт,

Щетину на щеках и злую стужу,

И кипятка спасительный глоток...

Тема Великой Отечественной войны, оставившей свой трагический след в судьбах почти каждой семьи и причинившая людям огромные страдания, никого не может оставить равнодушным и никогда не утратит своей волнующей силы.

Фронтовые зарисовки, живописные этюды, запечатлевшие сцены военной жизни, обладают документальной и художественной ценностью, потому так важны сегодня для нас, потомков героев Великой Отечественной.

Выставка размещена во вкладке "ВЫСТАВКИ".

Назад

МБУК «Дорогобужский музей»

Тел.: +7 (48144) 4-11-91
E-mail: dormuseum@mail.ru


 
Мы ВКонтакте

Анонсы мероприятий и выставок               

 

 

 

 

 

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дорогобужский историко-краеведческий музей», 2024

 

Web-canape — создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика

Главная | Карта сайта | Интернет-приемная

Адрес: 215710, Смоленская область,
г. Дорогобуж, ул. Пушкина, д.9
Телефон: (48144) 4-11-91
dormuseum@mail.ru